Армянский национальный костюм

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Цвета и узоры

  • наиболее выбираемой женщинами считается красная палитра, обозначающая рождение жизни и благополучие. Использовали тона от алого до насыщенного вишневого цвета. Армяне шили верхнюю и нижнюю одежду в красных тонах, символом замужней женщины репродуктивного возраста считался передник алого цвета;
  • вместе с красными элементами национального костюма часто носили одежду зеленых оттенков (как символическое значение возрождения, молодости и силы). Соединение красного с зеленым обозначало желание сосватать девушку;
  • синие оттенки одновременно считались знамением старости и увядания, а также обладали силой исцелять больных людей. Замена красного передника синим обозначала потерю способности рождения детей;
  • белому цвету приписывали чистоту и одухотворенные свойства. Элементы белого присутствовали в костюме невесты, при крещении малышей, на похоронном саване;
  • черные тона несли негативную информацию, использовались только при пошиве траурного одеяния. Ношение черного передника молодой женщиной могло послужить причиной бесплодия, поэтому разрешалось только вдовам.

  • животные элементы часто встречаются на армянских костюмах. Змея притягивала удачу и счастье, изображение встречается на одежде и оружии. Петух считался оберегом молодоженов, а рога парнокопытных символизировали богатую и плодотворную жизнь;
  • растительные орнаменты. Армяне с особым трепетом относились к деревьям, преклонялись перед их могуществом и силой. Бессмертие души ассоциировалось с волнистыми ветками на подоле, удлиненные листья считались оберегом от сглаза, а цветами вышивали одежду невинных красавиц;
  • геометрические линии. Изображение квадрата считалось соединением стихий, сезонов и сторон света, круг обозначал зарождение жизни, ромб с крестом символизировали плодородие.

Немного истории

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.

Мужские модели

Центром мужского традиционного наряда Армении являются рубаха с низким воротом, называемая «шапик», и обширные шаровары, которые называются «шалвар», стянутые книзу широкой обмоткой. Шаровары опоясывались очкуром (ходжан) небольшой ширины, расшитым различными рисунками и даже кисточками на окончаниях.

На востоке Армении поверх рубах облачались в архалух – распашную накидку, застегиваемую на небольшие пуговки или крючки, от горловины вплоть до пояса. На архалук накидывалась тёплая чуха – похожая на кафтан верхняя одежда.

На западе государства архалук заменяет елак – жилетка, надеваемая на рубаху с рукавами, украшенными вышивкой. Елак покрывался курткой с цельным рукавом, без застежек, называемой «бачкон». Шалвары же сильно приталивались внизу и именовались «вартик». Красота наряду придавалась содержащей природный сюжет, вышивкой.

Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Армянский национальный костюм

12.11

В Армении так: отъедешь на десять километров — и откроется совершенно другой пейзаж, обнимет неожиданный климат, зазвучит малопонятный диалект… У нас плотность разнообразных чудес на одном квадратном километре чрезвычайно высока. Потому, взявшись за рассказ об армянском национальном костюме, мы слегка растерялись: как это сделать, если у каждого уголка страны свой собственный костюм, так же, как танец, рецепт гаты (будет рассказ и о ней!) и даже внешний типаж? Но нет ничего невозможного.

Армянскому костюму столько же лет, сколько этносу — почти три тысячи. С тех пор, под влиянием истории и назойливых гостей, национальное одеяние модифицировалось и трансформировалось, но основа до сих пор неизменна. Она состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Поверх рубашки издревле носили архалух (тип длинного сюртука). Сверху надевали чухи (черкески), подпоясывали поясом или (чаще женщины) длинным шарфом. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. А теперь — чуть подробнее. Мужской костюм

Основные элементы армянского мужского костюма: плечевой (рубахи, кафтаны, шубы) и поясной (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служил хлопок, но жители Западной Армении любили шерсть ангорской козы. Фантазия армянских дизайнеров разыгрывалась, прежде всего, при создании верхней распашной одежды типа кафтан. Традиционной одеждой была и черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жару. Наши любили также бурку, носили ее внакидку зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Самым популярным головным убором были меховые шапки различной формы, которые шили из шкурок ягнят или из дорогого бухарского каракуля.

Женский костюм

Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нет) кафтанчики и безрукавки. Дизайн и материал платья в Армении, как и везде, зависел от достатка: нарядные или не очень, из сатина, шелка, парчи или плюша. Позже женщины к платью с откидными рукавами стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались с помощью шнуров. Красоту и стиль дизайнеры создавали посредством вышивки. Девушкам из богатых семей вышивали золотом и серебром.

Конечно же, армянки уделяли особое внимание украшениям! Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками

Каринцы очень любили янтарь, жемчуг. А вот васпураканские дизайнеры предпочитали бирюзу и кораллы. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани. Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом (тоже знатное украшение) либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток язычества). Венцом образа армянских женщин из богатых семей была бархатная шубка, отделанная куньим мехом. Женское платье Западной Армении мало отличалось по фасону, его выдавали лишь детали: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями.

В прошлом в Армении родители, выдавая дочь замуж, в приданое обязательно давали несколько таразов (костюмов), причем они должны были быть дорогие и изысканные. Такие таразы шили из сукна, бархата, шелка или хлопчатобумажной ткани. Мастера подолгу колдовали над каждым украшением, поясом или платьем. Оригинальной техникой работы отличались каринские портные. Свадебная одежда, сшитая в Карине, была потрясающе изысканной. Налобные украшения, принятые в тех местах, обшивали тонкими кружевами.

Метки: армянский костюм, головные уборы, дизайн, женский костюм, мужской костюм, обувь, обычаи, одежда, свадебное одеяние, свадьба, традиции, украшения

Женская национальная одежда

  • основанием армянского костюма служила длинная нательная рубашка «халав». Национальная одежда кроилась по простой схеме. По старинному завету западные армяне для пошива «халава» использовали материю белого цвета, а восточные – красную. Ткань складывали пополам, схематически намечали просторные рукава, косые клинышки сбоку, округлую горловину и разрез от линии груди. Оставалось проложить швы, вышить горловину национальными узорами;
  • вместе с рубашкой подразумевалось ношение нательных штанов – «похан». Мастерицы использовали при раскрое штанов хлопчатобумажную ткань красного цвета, независимо от региона проживания. Открытые участки «похана» у щиколоток надлежало декорировать тесьмой и вышивкой золотыми нитями. Соединение красного и золотого в армянских костюмах считалось символом благополучия и полноты жизненных сил;
  • сверху «халава» нужно носить «архалух», напоминающий удлиненный кафтан. Для пошива использовали ткань красного или изумрудного цвета. Старшие по возрасту женщины предпочитали насыщенные тона лилового или фиалкового. У «архалуха» выкраивали вырез в области груди и прорези по бокам, образующие три части на подоле. Спереди образовались две узкие полосы, а сзади – одно широкое полотнище. Застегивался такой кафтан только на линии талии, подвязывался шелковым шарфом или пояском. Знатные женщины крепили на талии посеребренные или позолоченные пояса (как свидетельство богатства и статуса);

  • для праздников специально шился народный наряд под названием «минтана», напоминающий по силуэту «архалук». Он не имел разрезов по бокам, богато украшался национальной армянской вышивкой или тесьмой по рукавам;
  • западные армянки носили богатые одеяния, если сравнивать с восточными соотечественницами. Был оригинальный подход к пошиву верхней одежды (больше декорирования с вышивкой на костюме). Вместо нательной рубашки женщины облачались в шелковые или хлопковые платья «зпун» или «антари». Традиционный для восточных армянок «архалук» заменяли сплошным с боков платьем «хатифа» или «джуппа». Женщины экспериментировали с типом ткани и покроем одежды, сохранялось единственное условие – должны оставаться открытыми рукава нижнего платья;
  • еще одним атрибутом армянского костюма западных жительниц считался расшитый передник на узком пояске «гогноц», совсем не обязательный к ношению восточными армянками.

Мужской армянский костюм

  • на старинных фото армянских костюмов для мужчин видно сочетание нательной ситцевой или шелковой рубахи («шапик») с хлопковыми или шерстяными шароварами («шалвар»). Обычно штаны окрашивали в темно-синие, черные или коричневые тона. Уже в XX веке традиционные шаровары сменили брюки по типу галифе под кожаный ремень;
  • в широкий шов на талии у «шалвар» продевали специальным образом шнур, заканчивающийся кисточками. Снизу поддевали штаны под названием «вартик» или «похан», которые следовало примотать у щиколотки или заправлять в длинные носки. Для пошива «похан» женщины раскраивали домотканое полотно, позже пошла в дело фабричная бязь;
  • к распространенной верхней плечевой армянской одежде относится «архалух», изображения которого находят на старинных гравюрах и в похоронных склепах. Он напоминал кафтан с двумя полочками спереди, был притален сзади. Одежда прошивалась снаружи, имела крючки для застегивания. Для пошива выбирали покупные ткани по типу ситца или сатина коричневого, темно-синего или черного цвета. Тесьмой декорировали края рукавов, подол с воротником;
  • на распашной кафтан («архалух») надевали «чуху», служившую не только теплой верхней одеждой, но и парадным нарядом. В старину бедные семьи брали у богатых людей «чуху» на свадьбу жениху (как символ благосостояния). Если в XIX веке для пошива использовалось домотканое полотно, то позже стали кроить из дорогого фабричного материала. Предпочтение отдавали ткани темного цвета, спереди пришивали специальные изделия («газырницы»). Средние слои населения шили элемент национальной одежды длиной до колен и с цельнокроеными рукавами, богачи предпочитали рукава с декоративными прорезями, обшитыми бархатом или золотой тесьмой.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий