Азербайджанский национальный костюм

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Женская одежда

Азербайджанка из . Фотограф Ф. Орден.

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «» и лицевую занавеску — «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

В описывал наряд азербайджанок (называя их «татарками») следующим образом:

Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Надевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время.
Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Женщины носили прилегающий к талии «» («чафкен») с длинными ложными рукавами.

Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в . В , в , а также в других районах юбки были длинные.

Длинные кюляджи носили богатые женщины и .

Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали и несколько платков .

Галерея

Азербайджанка из города . Фотограф Константин Занис.

Молодая азербайджанка из Шемахи.

Азербайджанка из .

Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов.

Хуршидбану Натаван, её сын и дочь Ханбике

(Сын-в , дочь- в )

с сёстрами.

Девочки- в

Мужская одежда

Танцы в национальных костюмах

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Верхняя одежда

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или , , габы, (плечевой одежды).

  • был однобортный или двухбортный. Его шили из , , , , сатина и других тканей.
  • Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
  •  — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
  • Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником

Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме:

Головные уборы

У мужчин в считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и её форме можно было определить социальное положение её носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед . Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Шиш папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из . Носили их только представители сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах — была распространена в . Верх её шился из .

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

  •  — состоял из капюшона и длинных закруглённых концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из и . В особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • одевали под другие головные уборы (папаха, у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространёнными ещё в средние века.
  • Эммаме — (вид ) бытовал среди духовных лиц (, , и др.).

Обувь

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «».

«Бек-татарин из ». Рисунок .

«Молодой знатный татарин». Рисунок

«Татарин адербейджанский» в народной одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий