Викторианский стиль в одежде мужчин и женщин

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Европа 19 века — зеркало модного времени

Мода — это зеркало времени. Банально, но правда. Правда еще в том, что по головному убору, наличии или отсутствии кружев, длине и форме юбки или сюртука можно безошибочно определить «время», со всеми его политическими, философскими, культурными и прочими течениями. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные в живописи и архитектуре, и в том числе, в конструкции костюма (пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим, аксессуары).

Мода — некий барометр, показатель образа жизни и идеалов. И ярче всего этот барометр реализуется в одежде. Меняются политики, появляются новые веяния — меняется костюм. Общество «переодевается», меняя образ мыслей. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Одежда — это упаковка человека. Получается синхронная смена поколений, стилей жизни и стилей моды.

Культуру этого века характеризует многостильность, борьба разных направлений. Это век взлетов и падений, перелом в сознании и культуре человечества; век, который отделил традиции классической и современной эпох. В культуре, идеологии, философии утверждается принцип реализма. От мифологии и религиозного мировосприятия общество двигалось в сторону утилитарного мышления и экономической выгоды.

Это смена отразилась и в одежде. Век начался со сказочной привлекательности греческой и римской культуры, с нереальных, скорее театрализованных костюмов и закончился прагматикой. К началу 20 века одежда стала настолько удобна, что в ней стало возможным работать и быстро передвигаться. Это был путь, длиною в сто лет, путь из точки «иллюзия» к точке «реальность». Причем в течение всего века сохраняется одна общая тенденция: законодателем женской моды стала Франция, женское существо воспринимается как эмоциональное, в противовес рациональному мужскому костюму, законодателем которого была Англия.

Весьма условно модный 19 век можно разделить на три периода:

  • 1800-1825 «Эпоха империи»
  • 1830-1860 «Эпоха романтизма»
  • 1870-1900 «Эпоха капитализма»

Творцами моды часто становились политики, через следование моде определялись политические симпатии. Во Франции, в эпоху Первой империи, сторонники Наполеона носили, также как и он, треуголки. Те, кто демонстрировал антинаполеоновские чувства, стали носить цилиндр. Желание выразить в костюме республиканские убеждения и принципы привело к подражанию одежде древних греков и римлян. Античность реализовывалась в женских платьях с высокой талией без корсета, в свободных муслиновых тканях, в обуви без каблуков, наподобие сандалей, с завязками на икрах, оголенных руках и декольте. В моде была римская прическа с обручами вокруг головы и короткими завитками. Мужской костюм — фрак с тройным воротником и треуголка. Стараясь придать своему двору шик, император Наполеон приказал оформителям церемоний разработать придворную одежду. Опираясь на образцы придворной испанской одежды 17-18 вв., они разработали роскошные костюмы для придворных празднеств.

Женщины снова вернулись к вышитым золотом и серебром шелковым платьям с длинными шлейфами, к дорогим диадемам и ожерельям, широким кружевам и воротникам «стюарт», а мужчины — к большим испанским брыжам, узким беретам или токам, украшенным перьями, штанам до колен (culottes), шелковым чулкам и длинным, широким накидкам с надставленным воротом. Это был поистине «имперский блеск».

Естественно, французской моде, растиражированной в модных журналах, подражали остальные страны. Несколько более сдержаны в слепом следовании французам были венский и санкт-петербургский двор. После войны немецкие портье даже решили разработать национальный костюм в противовес «всему французскому». Дамы во Франкфурте и Карлсруэ нарядились в простое белое платье без украшений и пояс из красного бархата со скупой вышивкой. На самом деле этот наряд был далек от старинной немецкой одежды и рассматривается как фрагмент национального самосознания, достаточно кратковременный. В России также появляются элементы псевдорусского стиля. Но уже к 1820-1825 гг. Франция снова начинает диктовать женскую моду.

Читать дальше → Реставрация

  • Маленькое черное платье — культовая классика
 
  • Рождение маленького черного платья: модный путь культовой вещи
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий