Самые красивые известные башкирки

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Почему башкиры главное племя

10 февраля 2017

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических «степняков», и людей с восточным типом внешности, и русоволосых «европейцев». Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название «башкиры» вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: «Главный волк», «Пчеловод», «Глава Урала», «Главное племя», «Дети богатырей».

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в «Армянской географии» того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк менэн Хыухылу» и др.

Кисякбика Байрасова

Шло башкирское восстание 1735—1740 годов, борьба с которым сопровождалась массовым уничтожением и пленением гражданского населения, чего не позволялось делать войскам, например, во время европейских кампаний того же XVIII века (Северная война 1700—1721 годов, русско-шведская война 1741—1743 годов, Семилетняя война 1756—1763 годов). Однако вдали от просвещенной Европы на территории Башкирии никакие из методов подавления и устрашения — даже самые средневековые — уже не казались чрезмерными. Мало того, отдаленность от центров «цивилизации» освобождала царских командиров от конвенциональных условностей наступавшей эпохи Просвещения и даже просто от норм христианской морали.

Первый начальник Оренбургской экспедиции И.И. Кириллов в 1735 году представил в Сенат следующее предложение по борьбе с повстанцами: «…и так, со всех сторон окружа, воров и их жен, и детей, и пожитки их, и лошадей, и скот брать, а дома вовсе разорить, и которые пущие заводчики, тех по указам на страх другим казнить, а непущих и детей мужеского полу, годных в ссылку, в Остзею сослать, а жен, детей и девок развесть во внутренние города и раздать в неволю, чтобы корень их был вовсе вырван…» Всего в ходе подавления восстания десятки тысяч башкир были убиты и посажены в тюрьмы, а их дети крещены и проданы в центральные губернии империи. От них повелись на Руси фамилии Башкировы, Башкирцевы, Башкириновы.

В 1735 году в числе захваченных в плен лиц оказалась Кисякбика Байрасова, башкирка Катайской волости, которой в то время было уже 57 лет. Она была доставлена в Екатеринбург и крещена под именем Екатерины, а «восприемницею была здешнего бывшего протопопа жена». Вскоре она совершила свой первый побег, за что была наказана плетьми. После второго побега и вторичной поимки ее уже высекли кнутом. Другая, более покорная натура, на ее месте, вероятно, смирилась бы со своей участью, ведь годы уже давали о себе знать — в 1738 году пленнице исполнилось уже 60 лет. Но, самое главное, она прекрасно осознавала, что за третью попытку бежать в родные края она будет подвергнута еще более суровому наказанию. Тем не менее Кисякбика-Екатерина решилась на третий побег.

Территория распространения башкирских восстаний. Карта википедия.орг.рф

«И, перебравшись чрез Исеть-реку, шла в башкирские жилища, не хватая (то есть обходя стороной, — прим. ред.) русских , пустым местом…», пока не добралась до своей родной деревни Сакаовой, где жил ее сын Бекчентай. Однако здесь она задерживаться не могла, так как повсюду рыскали карательные отряды. Она пересекла Уральский хребет и явилась в команду «верного» башкирского старшины Дуванской волости Мендиара Аркаева. Последний не захотел держать у себя беглянку и, дав ей «пропускное письмо» и подводу, велел ехать обратно в Екатеринбург.

Кисякбика ослушалась начальника и отправилась к озеру Иртяшу, где жил ее родной брат. Тут-то она и была схвачена в третий раз: в ауле проездом находился «служилый мещеряк» и «здешний переводчик» Махмут Мемеделин с двумя подручными, который и обнаружил разыскиваемую «полонянку». Произведя допрос, он узнал о трагической судьбе Кисякбики, насильно крещенной, но не отказавшейся от веры предков, и записал следующее: «…живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела все с ними вместе (то есть ела конину, которая была табу для православных, — прим. авт.), и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому». Но эта история нисколько не тронула его сердца, хотя Махмут Мемеделин именовал себя абызом (от слова «хафиз»), то есть знатоком Корана и мусульманским священнослужителем.

Завершив составление рапорта, этот «хафиз» отправил Кисякбику под конвоем в Екатеринбург, ставший одним из мест массовых казней пленных башкир (наряду с Оренбургом и Мензелинском). Например, такая просвещенная личность как русский историк В.Н. Татищев, действуя в традициях испанской инквизиции, 10 апреля 1738 года сжег на костре насильно крещенного башкира Тойгильды Жулякова. В обвинении ему вменялось следующее: «Ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел».

И вот в апреле 1739 года по приказу генерал-майора Л.Я. Соймонова, начальника Комиссии башкирских дел, в том же Екатеринбурге была сожжена Кисякбика Байрасова. В приговоре было сказано: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились».

Процесс соединения с РФ

Вхождение Башкирии в состав Московского царства произошло, когда Казанское Ханство было повержено. Точный момент датируется 1552 г.. Однако местные старейшины не подчинились окончательно. Они сумели договориться и получили возможность сохранить некую автономию. Ее наличие позволило башкирам продолжить жить по своим укладам. Так, представители национальности сохранили веру и свои земли. Но окончательную самостоятельность сохранить не получилось. Так, башкирская конница принимала участие в сражениях с Ливонским орденом в составе русской армии.

Когда Башкирия официально стала частью России, на территорию автономии начали проникать культы. Государство стремилось взять верующих под свой контроль. По этой причине в 1782 году в нынешней столице республики был утвержден муфриат.
Засилье, наступившее в духовной жизни представителей народа, привело к расколу верующих, который произошел в 19 веке. Мусульмане Башкирии разделились на:

  • традиционное крыло,
  • реформаторское крыло,
  • ишанизм.

Единство было утеряно.

Какую веру исповедуют современные башкиры?

Мечеть в Кантюковке

Башкиры – воинственный народ. Представители национальности никак не могли смириться с захватом. По этой причине с 17 в. в крае начинают проводиться восстания. Больше всего протестов приходится на 18 в. Попытки вернуть прежнюю свободу сурово подавляли.

Однако народ объединяла религия. Он сумел отстоять права и сохранить имевшиеся традиции. Представители национальности и дальше продолжили исповедовать выбранную веру.

Сегодня Башкортостан стал центром для всех людей, исповедующих мусульманскую веру проживающих в России. В субъекте функционируют больше 300 мечетей и присутствуют другие религиозные организации.

Что говорится в культурологи о вероисповедании?

Примечательно, что и верования, которые присутствовали до принятия ислама, до настоящего времени  сохранились у башкир. Если ознакомиться с обрядами представителей национальности, можно явственно проследить проявление синкретизма. Тенгри, в которого когда-то верили древние предки, в сознании народа стал Аллахом.

Идолы же превратились в духов

Примером синкретизма в религии башкир могут служить обереги. Их изготавливаются из зубов и когтей животных, однако нередко дополняют изречениями из Корана, написанными на бересте.

Кроме того, народ отмечает граничный праздник Каргатуй. Он сохранил в себе явственные следы культуры предков. Немало традиций, свидетельствующих о том, что в прошлом башкиры исповедовали язычество, соблюдается и во время других событий, происходящих в жизни человека.

Какие еще религии присутствуют в Башкортостане?

Мечеть Ляля Тюльпан

Несмотря на то, что республика получила свое название благодаря преобладающему народу, проживающему на ее территории, этнические башкиры составляют только четверть от общего количества населения, живущего на ее территории. По этой причине в субъекте РФ присутствуют и другие верования, которые исповедуют иные народности. На территории республики проживают представители следующих религий:

  • православие, пришедшее в субъект с русскими переселенцами,
  • старообрядчество,
  • католичество,
  • иудаизм,
  • иные религии.

Такому разнообразию способствовало многонациональное население республики. Ее коренные жители очень толерантно относятся к иным вероисповеданиям, при этом продолжая чтить свои традиции. Терпимость позволяет представителям разных национальностей мирно сосуществовать друг с другом, создавая неповторимый колорит Башкирии.

Материал подготовил: обществовед, кандидат исторических наук Мостакович Олег Сергеевич

Немного о Башкортостане

Памятник Салавату Юлаеву

Наиболее многочисленные из народов имеют свои субъекты, входящие в состав России. Так, в ПФО расположилась республика Башкортостан. Она относится к Уральскому экономическому району. На границе с субъектом находятся:

  • области: Свердловская, Челябинская и Оренбургская,
  • края: Пермский,
  • республики Удмуртия и Татарстан.

В качестве столицы Башкортостана был выбран город Уфа. Субъект была выделен в составе России по национальному признаку, получив такое право первой среди подобных автономий. Это произошло в 1917 году.

Основное население Башкортостана – башкиры. Для них данная республика – основное место проживания в РФ. Однако представителей национальность можно встретить и в других уголках России и даже за ее пределами.

Жена Джантюри

В ходе Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии в 1813—1814 годах в Башкирии было сформировано 20 башкирских, два тептярских и два мишарских полка, которые приняли участие в изгнании из России войск Наполеона и освобождении Европы.

Первые казаки в Берлине 20 февраля 1813 года. Художник Югель. Иллюстрация предоставлена автором

На рисунке немецкого художника Югеля «Первые казаки в Берлине 20 февраля 1813 года» мы видим сводный отряд иррегулярной конницы, состоящий из донских казаков и башкир. Один из них в железном шлеме, вооружен пикой, саблей, луком со стрелами и пистолетом, заткнутым за пояс. У второго на голове традиционная круглая шапка с высоким верхом, у третьего — малахай (колаксын). Среди них мы видим женщину. Это подтверждает информацию о том, что многие башкиры брали в походы своих жен, в частности, об этом говорят «Рассказы башкирца Джантюри», записанные в середине XIX века краеведом и публицистом Василием Зефировым:

«Я обратил внимание на одну вещь в кибитке: это была кольчуга — старинный боевой наряд башкирцев. Она составлена вся из стальных колец, но надобно заметить, что три кольца, соединенные четвертым, составляют только одно звено целого; она закрывает человека с головы до пояса; я попробовал ее надеть, но не мог: в ней было весу около двух пудов, и думаю, что ружейная пуля только вблизи может пробить эту кольчугу

— Употребляется ли вами ныне это вооружение? — спросил я.

— Нет, хазрет, — отвечал Джантюря, — наши молодцы щеголяют ныне в суконных куртках, в киверах и отвыкли от тяжелой кольчуги. В прежние времена башкирцы были не те: бывало, назначат поход — кольчугу на себя, сверху синий кафтан, на голову белый колпак, за спину колчан со стрелами, к поясу пристегнет саблю, в руку копье — и пошел, куда командир велит. В таком наряде я был на войне с французами и в их большом городе Париже.

— А что, — спросил я, — хорош Париж?

— Славный город, больно славный! Какие бабы там, — прибавил он, смеясь, — бик якши. Только моя жена не пускала меня одного гулять… Хитрая старушонка.

— Как жена, — прервал я его речь, — да разве и она была на войне?

— Была, и медаль имеет.

— Может ли такое быть? На войне ведь!

— Что, хазрет, — сказал старшина, — ты шутишь нами. Ты видел, как мои девки ездят верхом, только пику в руки, то и совсем казак, хоть какого удальца снесут с лошади.

Башкирка 15-го башкирского полка под Дрезденом. Художник А. Кужин. Иллюстрация предоставлена автором

За чаем речь зашла опять о французской кампании. Джантюря рассказывал много занимательного. Мне нравился его простой рассказ, приправленный шутками своего рода…

— Войско наше, — стал рассказывать Джантюря, — больно скоро шло к Дризден…Не помню, при каком месте, нас, человек с пятьдесят, поставили на сторожевой пикет. Не знаю, как проглазели, только на заре наткнулись на нас человек с 20 французов, вот тех, что носят стальные доски на груди (вероятно, французские латники); мы вскочили на коней, пики приперли к седлам и с гиком бросились на злодеев. Лошадь подо мной была бойкая, я навылет проколол одного и вынимал уже пику, как другой, собака, сильно хватил меня палашом, кольчуга не устояла, и я с разрубленным плечом повалился с лошади и обеспамятел. Когда я очнулся, то увидел, что половина товарищей была перебита, а остальная связана, жены около меня не было, и я подумал, что ее уже нет на свете. Посадив на лошадей, нас повели в плен. Часа через полтора вдруг из-за леса вылетела целая сотня донских казаков и окружила нас со всех сторон. Французы, их осталось только 12 человек, струсили и попросили пардону. Жена моя была с донцами, и дело объяснилось: в первой схватке моя баба смекнула, что нашим не устоять, ускользнула с места сражения и дала знать главному отряду. Да, коли бы не она, то не пировать бы мне больше на своей родине. Славная баба, нечего сказать…»

Вера до исхода с Урала Тенгрианство

Чтобы лучше понимать представителей национальности, стоит уделить внимание религии. Она носила название Тенги, которое получила в честь Отца всего сущего и верховного бога неба

Согласно представлению предков современных жителей Башкортостана, Вселенная делилась на 3 зоны:

  • земля,
  • все, что находится над землей,
  • все, что находится под землей.

Тенгри-хан

Каждая из зон имела явную и невидимую части. На высшем небесном ярусе располагался Тенгри-хан. Кочевники в то время не знали об устройстве управления государством. Однако четкое представление о вертикали власти у них уже имелось. Остальным богам представители национальности причисляли власть над природой и ее стихиями. Все боги подчинялись верховному божеству.

Предки башкирского народа верили, что душа способна воскреснуть. Они не сомневались в том, что придет день, когда они вновь возродятся в теле и продолжат свой путь дальше в соответствии с привычными устоями.

Как произошло соединение с мусульманской верой?

В 10 в. на территории, на которых проживал народ, стали приходить миссионеры, проповедовавшие ислам. Кочевники вступили в новую веру без яростных протестов и отторжения у простого народа. Башкиры не противились учению из-за того, что их первоначальная вера совпадает с понятиями о едином Боге. Тенгри стал ассоциироваться у народа с Аллахом.

Однако башкиры еще долгое время продолжали чтить «нижних богов», которые отвечали за природные явления. Прошлое народа оставило след и на современности. Сегодня в пословицах и обычаях можно найти много связей с изначальным верованием.

Особенности принятия башкирским народом ислама

Первые захоронения мусульман, которые были обнаружены на территории современной Башкирии, датируются 8 в. Однако специалисты утверждают, что усопшие не были уроженцами местности. Об этом свидетельствуют предметы, которые был найдены вместе с останками.

Обращение башкир в мусульманство начало происходить в 10 в. В этот период большое влияние оказали миссионеры братств, носивших название Накшбандийа и Ясавийа. Они пришли в земли башкир из Средней Азии. Большинство выходцев было из Бухары. Благодаря действиям миссионеров было предопределено то, какую религию представители национальности исповедуют на сегодняшний день.

Большинство башкир приняло ислам в 14 в. Вероисповедание остается основным среди представителей национальности и на сегодняшний день.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий