Национальные женские наряды бурятских родов

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Особенности

Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.

Буряты – это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.

Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды – это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.

Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.

Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.

После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.

Головные уборы и обувь

И мужчины, и женщины носили шапки, которые представляли собой круглые с небольшими полями головные уборы с остроконечной верхушкой, которая украшается навершием, обычно серебряным, и кистями. Шапки шили из тканей синего цвета. Каждый элемент у шапки бурят имел свое символическое значение. Красные кисти, например, – символический элемент головного убора монголоязычных народов. В середине 15-го века Эсэн-тайша приказал всем народам, проживающим в монгольском государстве, носить на головных уборах красные кисти. С тех пор в национальных головных уборах таких народов, как буряты, калмыки, присутствует этот элемент декора.

Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.

Украшения

Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод – тэнгэри, красные кисточки – лучи солнца – наран, нижняя часть – землю – газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебрянные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной – (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов.

Наталья Спиридонова

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа

Конспект
«»
по изобразительной деятельности
,приобщение детей к культуре бурятского народа
.

Воспитатель
: Спиридонова Н. Н.

Цель
:

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение
;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи
: развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента
; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества
. Вызвать у детей активный интерес
, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование
:

для воспитателя
: компьютерные презентации о костюме
;

для учащихся
: краски, кисточки, ёмкости с водой
, тряпочки, шаблоны одежды

Словарная работа
:

Головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал)
-матерчатый пояс (бэhэ,

Предварительная работа
: Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент
»
,

презентации по теме «Бурятский народный орнамент
»

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм
.

Методическое обеспечение
:

презентации «Бурятский национальный костюм
»

Репродукции художественных произведений
:

Г. Эрдынийн. бурят
»
;

Ц. С. Сампилов. Серия акварельных работ «Свадебные обряды

хоринских бурят
», «Любовь в степи»
;

Ф. И. Балдаев. ;

И. И. Стариков. «Стрелок из лука»
. Иллюстрация к бурятским

народным сказкам
«Аламжи Мэргэн»
;

Ю. А. Чирков. «Наши деды»
;

Е. Д. Будажапова. Рисунки бурятского народного костюма
.

Анатолий Цыденов. Открытки.

Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия

Нож и огниво

Нож(бур. хутага) и огниво (бур. хэтэ) — чаще всего они встречаются в паре и обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Первоначально бурятский нож использовался в чисто утилитарных целях. В основном как инструмент для забивки скотины. Забивали на старинный манер кочевников (этот способ также применяют испанские тореодоры) — неожиданно резко вонзив клинок через особое узкое место у основания черепа. Животное не успевало испугаться. Для этого был нужен узкий, длинный и прямой клинок. К тому же такая форма клинка отлично подходила для разрезания суставов, освежевывания шкуры и разделки туши животного. Таким образом необычные формы бурятского ножа связаны с его первоначальным применением в хозяйстве кочевника.

Первичная утилитарная функция ножа со временем сменилась на декоративную: нож стал предметом украшения костюма.

Ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшалась и металлическая подвеска. Использовалось обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор. Золото не применялось ввиду дороговизны и труднодоступности.

Огниво — парный предмет к ножу — плоская кожаная сумочка, похожая на кошелек, размером 4-5×7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня — один из сакральных предметов, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду — пояс, нож и огниво.

У бурят издавна существовал обычай — при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Верхняя одежда

Национальная одежда состоит из дэгэла
– род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл
мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты
, у бедных – бумажные, а у богатых – шелковые. В ненастное время сверх дэгэла
в Забайкалье надевалась саба
, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге – даха
, род широкого халата
, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль)
стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком.

Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин

Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С наступлением настоящего девичьего возраста – около 15 лет – покрой халата меняется. Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды – безрукавка.

Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина – один из главных признаков приличия для женщин.

Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой – ножики, ножнички, уховёртки.

Всегда подчёркивают женское достоинство Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.

Примечания

  1. 1 2 С.Г. Дрыганова. Семантика женской одежды хори-бурят. | rubur.ru (недоступная ссылка). rubur.ru. Дата обращения 26 февраля 2016. Архивировано 2 марта 2016 года.
  2. 1 2 Бурятский костюм — энциклопедия бурятского народа. www.toonto.ru. Дата обращения 20 февраля 2016.
  3. asiarussia.ru
  4. «Квадратный энгэр» в костюмах народов Сибири на старых фото — Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы
  5. Буддаяна: путь Будды — Буддизм (недоступная ссылка). buddhayana.ru. Дата обращения 20 февраля 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
  6. 1 2 3 Информ Полис. В Бурятии пройдет первый общий хори Сагаалха — Информ Полис (недоступная ссылка). www.infpol.ru. Дата обращения 20 февраля 2016. Архивировано 21 февраля 2016 года.
  7. «Красная кисточка» монголов в пиар-кампании маньчжуров. asiarussia.ru. Дата обращения 26 февраля 2016.
  8. Бурятский нож | Мастерская-студия Жигжита Баясхаланова (недоступная ссылка). zhigzhit.com. Дата обращения 27 февраля 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  9. fregat_vt. Бурятские ножи. Скрижаль отшельника. Дата обращения 27 февраля 2016.
  10. 1 2 И. Будаева. Бурятский национальный костюм.
  11. Национальный бурятский костюм. Россия для всех. Дата обращения 26 февраля 2016.
  12. Бурятский %D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC — энциклопедия бурятского народа. www.toonto.ru. Дата обращения 26 февраля 2016.
Это заготовка статьи об одежде. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

1. Декор в костюме и его многообразие

Декор в костюме – это художественная совокупность украшающих элементов, которые не имеют практического значения. В утилитарном смысле декоративные элементы не являются обязательными, как, например, конструктивные или функциональные. Цель их применения одна – превратить, обычное грубое полотно в художественное и творческое изделие, попытаться донести до зрителя определенный эстетический смысл (6).

  1. Декоративный элемент в костюме выполняет ряд функций – объединение частей композиции, создание целостного образа, гармонизации и индивидуализации образа.

  2. Использование декоративных элементов в современном женском костюме позволяет вносить коррективы в создаваемый образ, расставляя акценты и формируя единый стиль.

  3. В развитии декоративного элемента особую роль имеет разнообразие новых материалов.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Их многообразие можно разделить на 7 групп:

  1. Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачанных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек. Декоративные элементы этой группы имеют наибольшее распространение.

  2. Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны. Эти детали в большей мере играют декоративную роль, определяют стилевое направление костюма. Например, оборки, рюши, банты – элементы романтического стиля, хлястики, паты, погоны – спортивного. Часто используется косая бейка золотого и серебряного цветов в национальном костюме бурят.

  3. Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы. Назначение этих материалов достаточно разное: тесьма в зависимости от её вида, используется в спортивной одежде, бурятской национальной – тууза, повседневной; кружево в нарядной, белье; искусственные цветы в праздничной, свадебной одежде.

  4. Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки-молнии и т.п. преимущественно выполняет утилитарную роль, являясь элементом застёжки, наряду с этим несёт и декоративную нагрузку, особенно это относится к национальной стилизованной одежде.

  5. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами. Вышивка вносит в костюм элемент народности, придает её нарядность, торжественность, индивидуальность. Аппликация – декорирование изделия кусочками материала. Эмблемы широко распространены в современной спортивной одежде, одежде для отдыха, детской и подростковой одежде.

  6. Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, кружевное полотно ит.д.

  7. Отделка деталей изделия печатным рисунком. Способ декорирования известный уже в первом веке до н.э. Претерпев существенные изменения, в материалах, способах печати, применяется при декорировании современных изделий, а также вид рукоделия батик.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требует их согласованности, чтобы не нарушить целостности композиционного решения.

В ходе исследования, был изучен сборник открыток национальных костюмов народов Прибайкалья, автором которых является Будажапова Евгения Дампиловна – заслуженный художник Республики Бурятия, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. В своих работах она детально описала парадный национальный бурятский женский костюм всех родов, где можно увидеть все разнообразие использования в то время декоративных элементов. Среди всех описаний костюмов, я выбрала наиболее приближенные к нашему народу:

История костюма

По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи. Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали. Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.

Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда – мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

Буряты – коренной На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа – дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Бурятский костюм

Главная » Буряты

Национальный костюм — значительная область традиционной культуры бурят. Тра­диционная одежда бурят была максимально приспособлена к особенностям ведения хо­зяйства в условиях резко континентального климата Сибири.

Верхняя одежда бурят называлась дэгэл или дэли. Покрой дэли был халатообразный, без плечевого шва, с запахом на правую сто­рону. Зимнее дэли шили обычно из овчины длинношерстной мерлушки, покрывая сук­ном, китайским шелком, бархатом. Летние дэли были матерчатые. И зимние, и летние дэли делались длиннополыми, до щиколоток, и хорошо защищали ноги от сильных морозов, особенно при езде на лошади. Такая одежда не стесняла движений при посадке в седло. Рукава дэли, также удлиненные, выполняли функцию рукавиц. Обшлага рукавов в виде конского копыта оторачивали чаще мехом бо­бра, мерлушкой или бархатом.

Мужское дэли было неотрезным по талии, с длинными расширяющимися книзу подо­лами, с цельнокроенными рукавами. Глубо­кий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Мужской халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричне­вым, темно-зеленым, бордовым. Обязатель­ной принадлежностью мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Непременными атрибутами традиционного мужского костюма были нож в ножнах и огниво.

Если в мужском халате конструкция оставалась одинаковой для всех возрас­тов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической. В одежде женщины пре­обладают округлые формы: на плечах рука­ва – буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цветов и раз-

личные оттенки дымленого меха, овчины, камусов. На женское дэли, отрезное по та­лии, замужние женщины надевали длинные или короткие безрукавки.

Несмотря на общий стиль и покрой, верхняя одежда бурят, проживающих в раз­ных регионах, имела свои особенности, ко­торые проявлялись в некоторых деталях, в декоре. Основным элементом декора костюма и украшений бурят Иркутской об­ласти являлись круглые бляхи и монеты. Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежались с коралловы­ми бусами.

Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем -правый, женщины – наоборот, сначала на­девают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать

по отношению при входе), а женщина – по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

С давних времен все бурятские женщины очень искусно и аккуратно умели шить нацио­нальную одежду.

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись регио­нальные различия. Традиционно шапки ши­лись вручную, наряду с ними носили также и покупные. В Иркутской области наиболее рас­пространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Также иркутские буряты носили шапки, сшитые из выдры. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры.

Женщины надевали шапки, верх которой делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона обшитый тканью. Все части шапок по цвету, по порядку соединения между собой показы­вают жизнь во веки вечные. Зимние шапки в основном шились из шкуры ягненка, колонка, соболя, лисы, белки.

Бурятская обувь называется гутал. Она различалась на мужскую и женскую. Ее шили из дублёной по бурятскому методу овчины.

Национальные украшения бурятских женщин

Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.

Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.

Для кос существовали «футляры» – различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.

Наталья Спиридонова

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа

Конспект
«»
по изобразительной деятельности
,приобщение детей к культуре бурятского народа
.

Воспитатель
: Спиридонова Н. Н.

Цель
:

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение
;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи
: развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента
; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества
. Вызвать у детей активный интерес
, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование
:

для воспитателя
: компьютерные презентации о костюме
;

для учащихся
: краски, кисточки, ёмкости с водой
, тряпочки, шаблоны одежды

Словарная работа
:

Головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал)
-матерчатый пояс (бэhэ,

Предварительная работа
: Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент
»
,

презентации по теме «Бурятский народный орнамент
»

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм
.

Методическое обеспечение
:

презентации «Бурятский национальный костюм
»

Репродукции художественных произведений
:

Г. Эрдынийн. бурят
»
;

Ц. С. Сампилов. Серия акварельных работ «Свадебные обряды

хоринских бурят
», «Любовь в степи»
;

Ф. И. Балдаев. ;

И. И. Стариков. «Стрелок из лука»
. Иллюстрация к бурятским

народным сказкам
«Аламжи Мэргэн»
;

Ю. А. Чирков. «Наши деды»
;

Е. Д. Будажапова. Рисунки бурятского народного костюма
.

Анатолий Цыденов. Открытки.

Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия

История костюма

В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.

Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.

Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий