Цыганская юбка

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Цыганская система имён

Полное цыганское имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское» имя, иногда — отчество, фамилия, иногда — прозвище этой ветви семьи.

Официальное имя — имя, записываемое в документах, обычно оно выбирается, исходя из обычаев страны проживания, либо совпадает с именем, данным при крещении.

«Светское» имя — это имя, используемое в обычной жизни, в общении с другими цыганами или нецыганскими приятелями. Оно может представлять собой

прозвище, характеризующее человека или напоминающее о некоем событии из его жизни («Ворона», «Водяной»; знаменитый проповедник Родни Смит использовал в качестве «светского» имени прозвище «Джипси (Цыган)» в память о том, как он был впервые приглашён произнести проповедь; его проповеди даже иногда публиковались под именем «Джипси Смит»), крестильное имя, если оно отлично от официального, имя на цыганском или экзотическом языке («Тагари», «Радж»), иногда «светское» имя может совпадать с официальным или являться сокращением от него (так, если «светское» имя Дмитрия — Мито, то его будут называть так не только в пять лет, но и в сорок пять, и это не будет проявлением неуважения; например, цыганский гитарист-виртуоз Александр Колпаков в цыганском сообществе обычно упоминается как «Саша Колпаков», несмотря на то, что находится уже в почтенном возрасте).

Отчества обычно используются взрослыми цыганами бывшего СССР, в тех случаях, когда приходится прибегать к официальному имени, то есть при общении с государственными структурами, при формальном общении с другими представителями цыганского сообщества, на официальных торжествах и т. п. В основном же цыганам мира хватает «светского» имени, которое употребляется ими даже с фамилией. Вежливое обращение к старшим в быту формируется при помощи слов «дядя» и «тётя», поставленных перед «светским» именем.

Фамилии у цыган используются так же, как и у других европейских народов. Иногда, если фамилию носит очень большая семья или несколько семей, в быту к фамилии одной из семей или ветви большой семьи прикрепляется специальное прозвище. В России прозвища у большинства семей существуют безотносительно наличия однофамильцев, происходят от «светских» имён основателей рода или знаменитых предков и играют роль «светской» фамилии, то есть фамилии, имеющей официальный статус в глазах цыганского сообщества, но не используемой вне его. Так, писатель из рода Сапорони вне цыганского сообщества носит фамилию Петрович.

Особенности цыганского стиля

Стремление следовать цыганскому стилю одежды наблюдалось у русских всегда – наши прабабки с удовольствием носили крупные цыганские украшения и яркие шали, а мужчины глаз не моли оторвать от горделивой поступи и покачивающихся бедер цыганок, вышагивающих в многослойных юбках, от груди, едва прикрытой шелковыми кофточками с треугольным вырезом. Этот стиль одежды, бережно хранимый культурными цыганами, ставшими артистами и певцами, во всей красе можно наблюдать на выступлениях театра «Ромен».

Однако и обычные цыганки оседлые или кочевые, особенно в глубинке, стараются выглядеть так же, как и много лет назад выглядели их предшественницы. Особенности цыганского стиля одежды таковы: на ногах — грубые ботинки, которым не страшны грязь дорог и долгие переходы, на талии и бедрах — длинная юбка, состоящая из нескольких частей (юбки можно снимать по одной), кофточка и обязательно еще одна, накинутая сверху или шаль, на голове – платок, повязанный вокруг собранной в узел косы или сверху головы так, что формой напоминает тюбетейку.

Казалось бы – ничего необычного, все достаточно тривиально. Но притягательность цыганского стиля одежды, видимо, имеет мистический характер – в эту копилку сложено все: роковые цыганки с их губительной страстью (достаточно вспомнить лишь Кармен, Есению и Эсмеральду), способность предсказывать судьбу, а значит, общаться с потусторонними силами, чрезвычайная сила характера и неистовая преданность тому мужчине, которого она избрала…

Благодаря всей этой «чертовщинке», каждая женщина мечтает быть немного цыганкой – свободной, роковой и страстной, женщиной, которой поклоняются и которой жаждут обладать. Именно этим и объясняется наша любовь к длинным шелковым юбкам с оборками, цветастым платкам и палантинам, роскошным «самоварным» серьгам и звенящим монисто, ко всему тому, что в нашем сознании относиться к «цыганщине».

Не остались равнодушными к этому удивительному стилю и модные дома: многие ведущие модельеры эксплуатируют цыганскую тему, вводя в коллекции такие детали, как меховые и кожаные жилетки, бахрому, цветастые платки и другие элементы, свойственные цыганскому стилю одежды.

Для него так же характерны яркие и насыщенные цвета: черный, синий, бордовый, желтый, оранжевый – это цвета атласа и шелков, именно эти материалы испокон веков применялись для пошива удивительных цыганских нарядов.

Эти юбки можно носить с грубыми ботинками, расшитыми камнями и бахромой, невзирая на то, какая на дворе погода. Верх так же многослоен – на тело надевается майка или топ, поверху – фланелевая или ситцевая рубашка, сверху которой небрежно накинут платок или надета меховая жилетка. То, это – не оригинальный цыганский наряд, а лишь подделка, которую можно распознать по тому, что мех на жилетке – искусственный, платок – из ацетатного шелка, а топик украшен не вышивкой золотом, а модным принтом,  а вместо золотых украшений на шее и в ушах красуется дешевая бижутерия.

Однако даже в таком виде цыганский стиль одежды остается чрезвычайно популярным, особенно у представителей богемы и у ищущей самовыражения молодежи.

Итак, вот как можно одеться в цыганском стиле:

  • Юбка должна быть непременно длинная и расклешенная, для этого прекрасно подходит шифон и индийская марлевка, цвета – яркие, можно расшивать ее пайетками, тесьмой и стразами, вышивкой и оборками.
  • Обувь – босоножки на плоской подошве и на ремешках (греческие сандалии), украшенная бахромой, пряжками, или сапоги на плоской подошве с различными этническими элементами. Цвет: коричневый, черный, бежевый.
  • Обязательные атрибуты: платок или палантин (со стеклярусом, ярким орнаментом) и сумка, по возможности большая и выполненная в стиле хенд-мейд, то есть вязаная, плетеная, или сшитая вручную и украшенная в этническом стиле.

В таком виде любая девушка будет выглядеть оригинально, но есть одно «но» — велика вероятность, что ее будут просить предсказать судьбу!

Вариации на тему образов

 Если прекрасная дама не является представительницей цыганского этноса, то надеть такую юбку уместно для нее в рамках карнавальной вечеринки. Для этого выбирается цыганская юбка-солнце. В дуэт к ней добавляется свободного кроя блуза из тонкого шифона или шелка с рукавами в три четверти, отороченными воланами. Такую блузу можно носить, просто заправляя ее за пояс или же подвязывая узлом под линией груди.

 Стоит отметить одну особенность. Если наряд выбирает замужняя дама, то ей рекомендовано соблюсти две традиции в составлении комплекта. Во-первых, подвязать волосы косынкой, закрутив узел платка внизу, немного в бок. Во-вторых, присовокупить к образу небольшой фартук, а уж потом на него надевать пояс с монетами. Что касается обуви, то в классическом варианте костюма она отсутствует, но подойдет любая модель пары на плоской подошве. Закончить образ следует крупными драгоценностями (серьгами, браслетами и монисто), которые дозволительно на карнавале заменить качественной бижутерией под золото.

 Если же прекрасная дама желает носить в повседневной жизни этот фасон юбки, то ей следует присмотреться к образам в бохо-стиле, берущем свое начало именно в культуре цыган. В летних вариантах, чтобы несколько сгладить впечатление от яркости юбки, ее комбинируют с пастельного оттенка облегающими майками или футболками, закрывающими своей длиной бедра. В дополнение к комплекту стоит присовокупить широкий или, напротив, узкий кожаный пояс, сандалии или балетки. А обладательницам невысокого роста дозволительно носить босоножки на танкетке.

 В межсезонье цыганскую юбку дополняют классического кроя рубашкой, заправленной за пояс, или тонким, свободным пуловером. На плечи можно накинуть объемный, длинный, толстой вязки кардиган или укороченную замшевую куртку, украшенную бахромой. Обувь стоит также выбирать на небольшом каблуке или плоской подошве: идеальным вариантом станут ковбойские сапожки. Завершат образ слауч и объемная сумка.

 Отдельно стоит отметить выбор аксессуаров для повседневного ношения. Чтобы подчеркнуть цыганский стиль, обязательно следует носить массивную бижутерию. Присмотреться можно к металлическим, позолоченным широким браслетам, украшенным натуральными или искусственными камнями, подвескам и крупным серьгам. Идеально в образ впишутся платки в русском стиле или с узорами пейсли, уложенные треугольником или кольцами на шеи и плечах, а также крупной вязки широкие шарфы и снуды.

Правила выбора

 В зависимости от того, для каких целей создается образ, выбирается и сама юбка. Так, для танцев уместно выбрать классический вариант «солнца», который при активном движении будет четко фиксироваться на талии и не стеснит прекрасную даму.

 Для того, чтобы определить, насколько ярко будет раскрываться в танце юбка, прекрасная дама должна взять в руки края подола и развести их в стороны на уровень плеч. В правильно выбранном варианте полотнище будет легко, волнами свисать. Сама ткань танцевальной юбки выбирается с глянцевым блеском – натуральный или искусственный шелк или шифон, а юбка не обладает подкладкой.

 Несколько иначе выглядят требования к повседневному образу. Выбирать в данном случае следует юбку «в пол» покроя А-силуэта или простого «солнца», из натуральных, матовых тканей. Да и цветовая палитра ограничивается ненасыщенными оттенками. Впрочем, дозволительны не только узоры, но и блоковое смешение множества цветов, разделенных при помощи кружевных вставок или воланов.

Николай Бессонов. Цыганский альбом

Москва. Издательство «Белый
город». 2012

Данное издание – уникально. В мире не существует книги, которая более полно
демонстрировала бы цыганский костюм. Альбомный формат и роскошная итальянская
полиграфия позволяют насладиться деталями репродукций. В книге отражено, как
менялся облик «кочевого племени» на протяжении шестисот лет. Здесь вы увидите
редкие гравюры, старинную живопись и репортажные снимки, сделанные в таборах.
Это настоящий подарок всем, кто интересуется цыганской историей. Цыгане кочевали
по Азии, Европе и Америке, перенимая многое от коренных народов. Коллекция из
400 репродукций показывает основные вехи этих скитаний. Кочевой быт, народные
обычаи, способы заработков – причудливая смесь романтики и прозы. Некоторые
иллюстрации, посвящённые прочно забытому прошлому, вызывают изумление даже у
самих цыган. Таковы, например, разделы, посвящённые рабству в Румынии или
привычке цыганок ходить всю зиму босиком

Немалое внимание уделено национальному
искусству: гитаристам, скрипачам, плясуньям, а также театральному и эстрадному
костюму

Нам, участникам культурного проекта «Свэнко» особенно приятно, что в издание
вошли и наши снимки (от реконструкций таборной жизни до хореографических
фотосессий).

Начиная с августа 2012 года «Цыганский альбом» продаётся в крупнейших книжных
магазинах. По просьбам тех, кто желает приобрести книги непосредственно из
издательства «Белый город» мы помещаем
здесь прямую ссылку на страницу с книгой:

Пётр и Лера Янышевы

Предлагаем вашему вниманию обзор некоторых разворотов из книги.

При нажатии на картинку загрузится её более детальная версия.

КОЧЕВОЙ БЫТ7Восточные цыгане147
На стоянке7Среднеазиатские цыгане149
Кочевые дороги18Турция152
Кибитка23Крым154
У цыганского костра28Болгария155
ИСТОРИЯ33Италия158
Исход из Индии33Венгрия160
Модонский посёлок34Румыния164
Цыгане седой старины36Котляры168
Вооружённый табор42Испания173
Гонения и препоны44Латинская Америка178
Цыгане в рабстве48Великобритания180
Цыгане в армии52Франция183
ЗАНЯТИЯ55Германия и Австрия186
Гадалка55Польша190
Цыганка-цветочница62Россия194
Цыгане с медведем65  
Кукольники и маймунари70МУЗЫКА201
Барыши на лошадях72Цыганский хор201
Цыганские ремёсла75Фламенко204
Торговля79Цыганская капелла208
С протянутой рукой82Цыганка с бубном210
Профессии вне стереотипа86Скрипка212
  Гитара216
СОЦИАЛЬНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ89Цыганская пляска218
Вожак табора89  
Цыганский суд92ЦЫГАНСКОЕ ЖИЛИЩЕ223
Религия94Бурдея223
Любовь95Табор в наши дни225
Цыганская мама98Цыганский посёлок230
Цыганские дети103  
  ФАНТАЗИИ235
ЦЫГАНСКИЙ ОБЛИК111Миф о краденых детях235
Таборный костюм111Романтизация цыганского образа238
Живописные лохмотья116Живопись с анахронизмами240
Цыганское золото120Фарфоровый табор242
Без лишних покровов124  
Папаруда129ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИНИ245
Босиком по снегу130Эсмеральда245
Дитя за спиной136Земфира248
Театральный костюм139Кармен249
Эстрадный костюм142Миньона251
    
ЦЫГАНЕ РАЗНЫХ СТРАН147ЦЫГАНСКАЯ КРАСАВИЦА255

Фартук

Фартук присутствовал практики на каждой цыганской юбке, но совсем не для того, чтобы уберечь ее от грязи. Так низ женщины считался «грязным», прикасаться к нему строго запрещалось (даже если цыганка проходила над чем-то: например, перешагивала через скамью, ее тут же выбрасывали, так как считали отныне так же нечистой, испорченной), нельзя было соприкасаться даже с юбкой женщины. Так как избежать этого очень сложно: например, цыганка могла задеть тяжелое блюдо о платье, когда несла его к столу-женщины носили фартуки.

Они являлись неким щитом, ограждающим от низа платья.

До фартука дотрагиваться было можно, но несколько раз в неделю его нужно было менять.

О ярких особенностях этнической юбки

 В традициях цыган женская юбка – это не просто предмет образа. Цыганская юбка несет в себе целый комплекс моральных и бытовых правил. Потому при ее пошиве весьма полезно знать, как выглядит классический покрой этой вещи.

 Истинный фасон юбки в цыганском стиле берет начало на рубеже XVII – XVIII вв. Юбка в костюме цыганки имеет свободный покрой, обязательно прикрывающий не только бедра, но и полностью закрывающей ступни. При этом подол может и не иметь ровного края, а создавать иллюзию грубо порванного.

 Что же касается пошива, то для нее всегда выбирается свободный крой «двойного солнца». Следует упомянуть, что от классической разновидности цыганский вариант отличается боковым разрезом, позволяющим надевать юбку через нижнюю часть тела. Низ же могут выполнять в форме пришитого яруса воланов. Дозволительно делать их акцентированными в испанском стиле. Однако такое дополнение необязательно и носит в большинстве своем декоративный характер.

 Вторым вариантом выступает «несшитая» свободная юбка. Фактически это широкое полотнище, которое, окружая талию дамы, формирует тоже «солнце». Объем, скрывающий бедра, в данном случае формируется за счет присборивания в месте запаха лишней ткани.

 Длинные цыганские юбки ныне несколько отличаются от классических. Изменения коснулись самого полотнища. Все чаще кроме отделки подола воланами используется блоковое, многоцветное сочетание. Так же в современном покрое часто встречается прием многослойности, в котором подкладка служит не только декоративным элементом, но и способствует образованию дополнительного скрывающего объема вокруг бедер и колен.

 Цыганская юбка сажается на средней ширины пояс. При этом расположение его всегда четко проходит по линии талии. Стоит также отметить, что в некоторых случаях поверх юбки, вторым слоем, надевался или же пришивался фартук. Он мог иметь классический вид или же асимметрично, по диагонали перекрывать бедра, подчеркивая линию талии.

 Тканевое решение для такого рода юбок изначально выбиралось исключительно натуральное и практичное. Хлопок и нетканый лен идеально подходили для этой цели. В качестве элемента декора использовались простые кружева. Ныне же предпочитают использовать, наряду с указанными тканями, плотный шифон, шелк и их искусственные вариации. Для создания эффекта пышности к основному материалу вторым слоем пришивают вторую юбку. Для ее покроя используют уже более дешевые аналоги – ситец, вискозу и иные подкладочные материалы. Крайне редко и только в зимних вариантах, предназначенных для повседневной носки используют грубосуконную шерсть.

 Что же касается цветовой палитры, то для современного «прочтения» используются яркие, сочные оттенки красного, синего, зеленого, желтого. Но такое положение вещей было не всегда. До конца XIX века для рассматриваемого фасона юбки была характерна черная, серая, коричневая и изредка белая палитра. Цвета эти сохранились и по сей день, но лишь в качестве фона для нанесения ярких цветочных узоров, «гороха» и индийского «пейсли». Часто можно встретить «блоковое» сочетание ярких и пастельных, контрастных по цвету оттенков.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий