Национальная одежда народов Дагестана

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Этноним

Этноним даргинцы, производный от дарг — ‘внутренность’, противоположенная внешнему окружению. По мнению филолога Р. А. Агеевой, этноним «дарган», как и название «даргинцы» — относительно позднего происхождения. Так, ещё в XVIII—XIX вв. даргинцы были конгломератом разрозненных политических образований.

Советский этнограф, доктор исторических наук Заходер, Борис Николаевич, комментируя сведения, переданные арабским писателем аль-Бакри, о Зерихгеране или Кубачи, отмечает что у этого средневекового государственного образования существует и другое наименование — дайркан, которое, осмысляясь как зарахгаран, может быть расшифровано просто как дарганти, самоназвание даргинцев.

В дореволюционный период даргинцы были известны ещё под названием акушинцы и хюркилинцы. Также в издании Минорского отмечалось сходство древнего наименования современного села Акуша, «Ашкуджа» с аккадским названием скифов «Ашгузаи».

Расселение

Дагестан

Территория традиционного расселения даргинцев на Кавказе

Численность даргинцев на Кавказе по муниципальным образованиям по данным переписи 2010 г.

Даргинцы составляют 16,5 % населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 510 156 даргинцев, из которых 425 526 в Дагестане, по Всероссийской переписи населения 2010 года — 589 396 человек, в том числе в Дагестане — 490 384 человек.

Диаспора

Даргинцы проживают в разных регионах России. Крупнейшая даргинская община за пределами Дагестана представлена в Ставропольском крае. Численность даргинцев в Ставропольском крае увеличилось с 15 939 человек в 1979 году до 32 740 человек в 1989 году, 40 218 человек в 2002 году, 49 302 человек в 2010 году. Также даргинцы имеют крупные диаспоры в Ростовской области (8304 человека, 2010 г.), Калмыкии (7590 человек, 2010 г.), Астраханской области (4241 человек, 2010 г.), Москве (3255 человек, 2010 г.) и др. Несколько сотен даргинцев проживают в Красноярском крае. Первые даргинцы появились в Красноярском крае в 1930-е годы. Согласно переписи 2002 года, в Красноярском крае проживало 367 даргинцев, из них 32 % в Норильске, 20 % в Красноярске, 20 % в Шарыпово и Шарыповском районе.

Небольшие группа даргинцев проживают и в странах бывшего СССР. Так на 1959 год в Киргизии проживало 965 даргинцев, а к 1999 году их численность достигла 2704 человека, что составляло 0,1 % населения республики.

Также даргинцы проживают в Туркмении (1 600 человек).

Народ в Российской Федерации. Численность в РФ — 277163 человек. Говорят на кумыкском языке. Верующие кумыки — мусульмане-сунниты.

      Кумыки — народ в Российской Федерации — 277,2 тысяч человек. Коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. Говорят на кумыкском языке. Диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хасавюртовский. Письменность на основе русского алфавита. Верующие кумыки — мусульмане-сунниты.

      Первые упоминания этнонима кумыки – встречаются у античных авторов Плиния Старшего, Клавдия Птолемея и др. Формирование кумыков как этноса относится к 12-13 вв. На территории кумыков существовал ряд раннегосподствующих образований.

      Традиционные занятия: пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, рис, кукуруза); скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы, кони), а также садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство, пчеловодство, торговля, добыча соли, нефти, охота. Домашние промыслы и ремёсла: сукноделие, хлопчато-бумажное ткачество, ковроделие (традиционые женские занятия), обработка кожи, металла, дерева, камня (мужские занятия) и др.

      В 19 в. ещё сохранялись пережитки патриархально-родовых отношений (тухум, тайпа, къавум). Основной тип семьи – малая с подчинённостью старшему по возрасту (мужчине, реже — женщине), хотя в решении важных вопросов большую роль играл семейный совет. Помимо кровнородственных связей были развиты институты аталычества и куначества.

      Планировка сёл — горизонтальная. Традиционное жилище: наземное турлучное, саманное с пологой двухскатной крышей и каменное с плоской крышей (одноэтажное, полутораэтажное, двухэтажное различной планировки).

      Национальный костюм: мужской — рубаха, штаны, бешмет, черкеска, шуба, бурка, папаха, кожаная обувь. Женский костюм — платье-рубаха, штаны, платки, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

      Пища: мучные, мясо-молочные блюда — шорпа, хинкал, кюрзе (пельмени), долма, плов, шашлык, соус, каши, многочисленные разновидности халвы, пирогов, яичниц, хлеба и т.д., а также напитков (айран, шербет, чай и др.).

      Обрядовая поэзия: песни вызывания дождя, солнца, сбора урожая, Эпическая поэзия состоит из героического эпоса, героико-исторических и исторических песен. Народная проза — из сказок, легенд, преданий, анекдотов и др. Афористические жанры — из пословиц, поговорок и загадок. Большого развития получили музыкальный фольклор, хореография (вид «лезгинки»), а также народные игры. Традиционные верования и мифология у кумыков трансформированы. Рудиментарно сохранились представления о боге Тенгири, духах земли, воды, леса, дома, о демонических существах Албаслы, Къылычтёше, Суванасы, Басдырыкъе и др.

Антропология

Даргинцы антропологически относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, и у них наблюдается значительный процент гаплогруппы J1 (70-80 %) и гаплогруппы R1a (10-20 %). Также, есть данные из более раннего исследования, где у даргинцев указано на наличие гаплогруппы I1 (60 %). Относительно происхождения кавкасионского варианта были высказаны две гипотезы — автохтонная (развитая в работах М. Г. Абдушелишвили, В. П. Алексеева и др.) и миграционная (предложенная Г. Ф. Дебецом). Гипотезу длительного автохтонного развития — изоляции в условиях труднодоступного высокогорья подтверждает анализ палеоантропологических находок, сделанных в этих районах. В. П. Алексеев считал, что кавкасионская группа популяций сложилась на той же территории, которую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего, возможно, к эпохе неолита или верхнего палеолита и относившегося к палеоевропейскому типу европеоидной расы.
Внешний вид древних даргинцев также описал Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви — арабский географ из Ширвана второй половины XIV — начала XV в.

Перевод Буниятова, Зия Мусаевича:

Да исполнятся желания вашей души Обычаи и традиции даргинцев

Даргинский фольклор настолько изобилует благопожеланиями и проклятиями, что по ним можно составить довольно-таки полное представление о менталитете этого дагестанского этноса. А наиболее страшные даргинские проклятия «от обратного» говорят о том, какие обычаи даргинцев главенствуют в народной иерархии ценностей:

Почитание старших. «Чтобы твоя старость оказалась никому не нужной!»

Гостеприимство. «Пусть переломаются все кости у того, кто не любит гостей!»

Семейные традиции. «Чтоб твои родные рассыпались как бусы с порванной нити!»

Даргинские традиции уважения к старшим и обычаи гостеприимства

Уважение к возрасту – одна из главных добродетелей, почитаемых даргинцами. Старшему всегда уступят место. Когда он говорит, молодежь слушает стоя. За столом его блюдо первым наполняется едой

Невнимание к старости непростительно, оно серьезно осуждается обществом

Не менее трепетно, чем к старшим, относятся в даргинских семьях и к гостям.

У даргинцев, как, впрочем, и во всем Дагестане, да и на Кавказе в целом, принято быть готовыми к тому, что в следующую минуту на пороге появится путник, которого нужно принять со всеми почестями. Расул Гамзатов в лирической повести «Мой Дагестан» упоминает, что горцы ждут гостя буквально ежечасно, и поэтому его приход не способен застать врасплох, а даже самый маленький гость всегда почетнее самого старшего хозяина. И не имеет значения ни национальность пришедшего, ни его вера, ни его социальный статус.

Для гостя в доме неизменно обеспечивается идеальный порядок и лучшее место. Поэтому у даргинцев всегда есть своеобразный неприкосновенный запас. Даже маленькие дети знают об этом и, например, обнаруживая конфеты, всегда интересуются у родителей, а не для гостей ли приберегли сладости. При чужих в доме не принято суетиться, прибираться, чрезмерно хлопотать, все совершается чинно и неторопливо: гость должен пребывать в состоянии абсолютного покоя.

Одинокое дерево ветер легче валит. Семейные традиции и обычаи даргинцев

Для даргинской семьи привычен патриархальный уклад, подразумевающий главенство старших над младшими, мужчин над женщинами. Любой неправедный поступок даргинца ложится позором на всю его семью, весь его род. Поэтому каждый стремится неуклонно следовать этическому кодексу, чьи правила передаются из поколения в поколение. Благородство и трудолюбие, честность и смелость, достоинство и благочестие – вот важнейшие качества, присущие даргинцам.

Свадебные традиции даргинцев типичны для большинства кавказских народностей. Обряды сватовства и получения согласия на женитьбу, обручение и пребывание невесты в «другом» доме, ввод новобрачной в общую комнату и первый выход к роднику за водой – все эти этапы создания новой семьи проходят и даргинские юноши, и девушки.

Дети в даргинских семьях – величайшая ценность. Пожелание бездетности – еще одно суровое проклятие, чаще, правда, используемое женщинами. Имена детям принято давать в честь пророков или чтимых предков, уже умерших родственников или уважаемых в семье людей. И каждый знает, что он должен соответствовать данному при рождении имени. Характерное благопожелание даргинцев: «Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!»

Чтобы вырастить достойных членов общества, с самого раннего возраста ребенка приобщают к взрослым занятиям. Так, мальчики усваивают, что их призвание – быть воинами, а девочки на деле готовятся стать умелыми хозяйками и любящими матерями

И вполне закономерно, что важное место среди даргинских обычаев занимает празднование совершеннолетия. Юноша получает свой кинжал, а девушка – бабушкино «взрослое» украшение

Многочисленные традиции даргинцев отражены и в народных празднествах. Привычная для горцев сельскохозяйственная деятельность сопровождалась старинными обрядами, восходящими к магическим верованиям. Так, в праздник первой борозды, знаменующий начало пахоты, обязательно выбирали главного пахаря, его одевали в символизирующую богатый урожай вывернутую наизнанку шубу и во избежание засухи поливали водой. А в сороковой день весны жители сел обязательно устраивали торжественное шествие к роднику, за водой от сглаза. Не менее любим у даргинцев и праздник урожая, с неизменной совместной трапезой, танцами и играми.

Культура даргинцев

Мужская традиционная одежда даргинцев походит на одежду других народов Северного Кавказа: рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, шуба-накидка, кожаная и войлочная обувь, чухта (головной убор).

Основная традиционная пища даргинцев мучная, мясная, молочная.

В качестве дополнения в рацион также входили овощи, фрукты, зелень, ягоды. Одно из национальных блюд даргинской (северокавказской) кухни – чуду. Это пирог, приготавливаемый из пресного теста с разного рода начинкой — мясной, творожной, овощной. Чуду могут быть как закрытыми, так и полузакрытыми, наподобие больших ватрушек. Как и все народы Кавказа, даргинцы сдержаны в пище, но гостеприимны.

Основные виды даргинского фольклора: предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни.

Сохранились некоторые древние обряды.

Из народных промыслов развита обработка шерсти, металла, дерева, камня, кожи. Разные виды творчества развивались в определённой местности. Так, высоко ценилось оружие из Кубачи, Харбука и Амузги, гончарные изделия из Сулевкента, деревянные орудия и домашняя утварь из Кайтага и так далее.

Даргинцы википедияПоиск по сайту:

ДАРГИНЦЫ (самоназвания — дарган, дарганти, даргва; аварское — даргиял, кумыкское — даргиляр), один из дагестанских народов в Среднем Дагестане (Россия). Живут на юге Буйнакского, в Левашинском, на северо-востоке Гунибского, юго-западе Карабудахкентского, в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, на юге Кайтагского, севере Агульского районов; проживают также в Ставропольском крае и Калмыкии.

Численность 510,1 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Дагестане 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их состав часто включают близких по языку и культуре кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Верующие — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.

Этноним «даргинцы» известен с 14 века.

Политические и торговые отношения с Россией с 17 века. До окончательного присоединения к России (1-я треть 19 века) большинство союзов сельских общин (Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Муги, Урахи) входило в союз Акуша-Дарго, Уцуми-Даргва — в уцмийство Кайтаг, Губден и Дакар — в Тарковское шамхальство, Мегеб — в аварский Андалальский союз, Буркун-Даргва — в Казикумухское ханство.

Акуша-Дарго управлялся сходом представителей союзов (цихнабях), собиравшихся около села Акуша. Сельские общины (джамааты) управлялись кадием, старейшинами и исполнителями (баруман) во главе с глашатаем (мангуш), старшинами (халати).

Имели постоянные торговые контакты с кумыками. Даргинцы не входили в состав Имамата Шамиля, но принимали участие в Кавказской войне 1817-64 и восстании 1877.

Образование

Есть школьное образование на даргинском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на даргинский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть даргиноязычные детские сады. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у даргинцев с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР.

В медресе в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском, Левашинском и Сергокалинском районах ведётся обучение на даргинском языке. Также в некоторых медресе города Избербаш и Хасавюртовского района.

История даргинцев

Даргинцы – коренные жители Дагестана. Первое упоминание о даргинцах (самоназвание – дарган) относится к XV веку. Уже в XVI веке сложились три типа даргинцев, различающихся по месту проживания и занятиям: нижнепредгорный, среднегорный и высокогорный.

В начале XIX века Дагестан был включён в состав Российской Империи, что привело к началу так называемой освободительной войны.

Даргинцы принимали в ней участие на стороне Шамиля, но не активное (из-за сильной зависимости от русских). Однако во время антиколониального восстания 1877 года они уже были более воинственны.

В 1921 году даргинцы вместе другими народами Северного Кавказа оказались в составе Дагестанской АССР.

Традиции даргинцев и обычии

После войны большинство даргинских сёл вошло в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа. Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные занятия на равнине — пашенное земледелие, в горах — отгонное скотоводство. Около 38% проживает в городах. Ремёсла — резьба по дереву (мебель, детали жилищ: карнизы, наличники, опорные столбы), камню (надгробия), кузнечное дело (село Харбук Дахадаевского района), оружейное, ювелирное, золотошвейное дело (село Акуша и др.), вышивка, вязание (Сергокалинский и Акушинский районы: в основном носки с геометрическим орнаментом), ковроткачество (Левашинский, Акушинский, Дахадаевский районы), выделка сафьяна (в основном в селе Цудахар), войлока и сукон, производство поливной керамики и др.

Основу традиционной женской одежды составляла туникообразная рубаха (хева, гурди, ава) с прямыми рукавами, характерны узкие в шагу штаны с узкими штанинами, мужская и женская шуба-накидка с ложными рукавами. В предгорных районах были распространены отрезная по талии рубаха (балхун-хева) и распашное платье (валжаг, каптал-хева, бузма-хева, балхун-хева, кабалай, гурди, лабада).

В ряде сёл ткали наплечные накидки и шали. Характерные типы чухты (чук) — в виде прямоугольной повязки, часто с нарядной налобной нашивкой; в виде чепца с мешочком-накосником и длинным (иногда до пят) полотнищем из нарядной ткани (в том числе шёлка, парчи, кашемира и т.п.); поверх чухты обычно носилось широкое покрывало (дика).

Традиционная пища — хлеб (пшеничный и ячменный, в нагорье выпекался в тандыре-тарум); супы-нергь (мясной, молочный, фасолевый, тыквенный и др.); кусочки теста, варенные в бульоне (хинкал); род колбасы (хяли сирисан); размолотое льняное семя с мёдом (урбеш); молоко ели только в переработанном виде.

Традиционный напиток — буза (харуш). Календарные праздники — весенний Новый год, дни первой борозды, окончания сбора урожая. Распространены обряды вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца и др. Фольклор — предания, сказки о животных, басни, анекдоты, пословицы, поговорки, баллады (семейно-бытовые, любовные, эпико-героические — «Об отправившихся в Айзани на войну», «Богатырь Холчвар», «Камалул-Башир» и др.), песни-плачи о погибших героях и др.

Среди музыкальных инструментов: агач-кумуз, чунгур (струнные щипковые), зурна (духовой язычковый), идиофоны и мембранофоны; заимствованный инструмент — гармоника. Преобладает сольная мужская исполнительская традиция, в том числе творчество чунгурчи, поющих в сопровождении чунгура. Среди певцов-импровизаторов конца 19 — начала 20 века — Омарла Батырай, Цудахарец Хаджи. Основной танец — различные виды лезгинки.

Характерны мужские свадебные танцы: у цудахарцев — круговой вокруг костра (щирла делх), у сюргинцев — линейный (тугла аяр). Сохранились многочисленные записи даргинского адата 17-19 века, наиболее известен кодекс, приписываемый кайтагскому уцмию Рустем-хану (17 век). Известны даргинские мусульманские учёные — Дамадан из Мегеба (умер в 1718) и Дауд из Усиши (умер в 1757). Есть представители интеллигенции. В 1992 году создано культурное общество Даргинское демократическое движение «Цадеш» («Единство»).

Лит.: Алиев А., Никольская З.

А., Шиллинг Е. М. Даргинцы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; Даргинские сказки / Пер., предисл. и прим. М.-З. Османова. Махачкала, 1963; Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967; Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. 1-2; Османов М. О. Даргинцы // Народы Дагестана. М., 2002.

М.

О. Османов, Г. А. Сергеева; У. Б. Далгат (фольклор).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий