Этика делового общения

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Внешний вид

Роль одежды в деловом общении очень значительна. Одежда несет многомерную информацию о своем обладателе:

о его экономических возможностях;

об эстетическом вкусе;

о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

об отношении к окружающим людям;

Психологически значимо:

умение подобрать одежду;

умение ее носить;

умение пользоваться разнообразными аксессуарами.

У мужчин рубашка должна быть светлее костюма, а галстук темнее рубашки. Галстук в завязанном виде достает пряжку ремня, не слишком яркий и броский. Ширина галстука должна гармонировать с шириной лацкана пиджака. Воротник рубашки — без морщинок и складочек, манжет ниже запястья, на сантиметр высовывается из-под рукава пиджака. (см. Приложение №1)

Белые и однотонные рубашки – свидетельство вкуса и авторитета; хороши также пастельные тона, но чем бледнее тем лучше.

Наиболее распространенный костюм – темно-синий или темно- серый в тонкую полоску. Для каждого дня не рекомендуется черный костюм.

Для женщин самое авторитетное деловое платье или костюм – серое в мелкую полоску (рукав длинный). Лучшие цвета – темно-синий, ржаво- коричневый, темно- коричневый, серый в разных оттенках. Рубашки так же как и мужчин светлых тонов.

Предпочтительна однотонная ткань, а также разные варианты полосок и клеток. Нежелательны рисунки цветов, парусников, абстрактные рисунки.

Не надевают в деловой обстановке босоножки.

Предпочтительны туфли- лодочки темного цвета с каблуками не более 4 сантиметров. Обязательны чулки натурального цвета.

В целом мужчина должен выглядеть солидным и уверенным в себе, деловым и привлекательным, внушающим доверие, не без претензий на изящество и элегантность.

А деловая женщина не должна позволять индустрии мод целиком определять выбор своей одежды и позволять своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться. Что касается аксессуаров, то само это слово подразумевает нечто второстепенное. Но часто именно второстепенные предметы создают весь облик делового человека.

При использовании аксессуаров необходимо чувство меры. В деловой обстановке женщина носит не более двух предметов, а у мужчин чем меньше украшений, тем лучше. Ремень может быть любым, но без вычурных пряжек.

Если при общении с деловыми партерами будут учитываться все выше перечисленные рекомендации, будут соблюдаться правила и нормы хорошего поведения, этики — ваше деловое общение принесет только положительный результат.

Функции делового общения

Деловое общение представляет собой слаженную систему взаимодействия целых групп людей друг с другом. Традиционно принято выделять несколько основных функций делового общения. Все они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом, потому что сам процесс  делового общения — это единый механизм.

Информационно – коммуникативная функция заключается в том, что все участники беседы или переговоров обмениваются друг с другом необходимой информацией. Чтобы каждому из присутствующих постоянно следить за ходом разговора и «не выпадать» из темы, требуется большая концентрация внимания и заинтересованность. Если тема сравнительно захватывающая, представляющая научную или художественную ценность, то и восприниматься слушателями будет гораздо легче. В случае «тяжелых» тем, к тому же, плохо проработанных докладчиком, качество материала не соответствует нужному уровню.

Интерактивная функция состоит в необходимости правильно спланировать очередность действий между участниками делового общения. Обмен впечатлениями относительно решенных деловых задач заставляет сотрудников одного предприятия, так или иначе, оценивать действия друг друга

Когда один служащий обращает внимание на выступление своего коллеги, то он уже в какой – то степени способен корректировать и контролировать собственное поведение.

Перцептивная функция выражает себя через восприятие одного собеседника другим в ходе делового общения. Когда мы наблюдаем за деятельностью коллег, то в результате учимся не только запоминать нужную нам информацию, но и анализировать ее, сопоставлять с индивидуальными представлениями и знаниями о жизни

Перцепция необходима каждому человеку для полноценного развития личности, осознания своей индивидуальности, выстраивания представлений о предметах и явлениях.

Как строится деловое общение

Любое социальное взаимодействие предполагает следование определенным этапам. Правила этикета делового общения в этом смысле не являются исключением. Чаще всего бизнес-контакты строятся по следующей схеме:

  • налаживание взаимодействия;
  • обсуждение заявленной темы;
  • принятие решения, устраивающего все стороны;
  • завершение общения.

Обязательный этап – налаживание связи между потенциальными партнерами. Нельзя сразу начинать общение, если при этом вы хотя бы немного не знаете своего собеседника. Необязательно становиться лучшими друзьями, но нужно хотя бы представиться друг другу и перекинуться парой фраз. К человеку, с которым до обсуждения соглашения был установлен контакт, обычно больше доверия. В этом случае увеличиваются шансы, что к вашему мнению прислушаются.

Во время этапа переговоров все стороны, участвующие в обсуждении, имеют право высказаться. Лучше всего заранее обговорить все возможные детали, чтобы в дальнейшем не возникали недоразумения. Этикет в сфере делового общения не поощряет слишком долгое обсуждение нюансов, поскольку все деловые люди ценят свое время.

После переговоров следует окончательно решить вопрос, ради которого и назначается встреча. Прислушивайтесь к мнению потенциального партнера, не будьте категоричны

Важно принять решение, которое устроит все стороны

После того, как все договоренности были достигнуты, следует вежливо завершить встречу. Партнерам необходимо пожать друг другу руки и пожелать успешного ведения бизнеса. Но не нужно задерживать собеседника дольше, чем этого требует этикет и культура делового общения.

Принципы деловой этики

Среди основных принципов такой сферы коммуникации, как этика делового общения, можно выделить следующие:

по отношению к коллегам, клиентам, руководству или младших по званию не должно быть недоброжелательного отношения;
все ресурсы между сотрудниками нужно распределять справедливо;
правило прогрессивного максимума — развитие этической стороны поведения организации зависит от поведения сотрудников;
служащие к традициям организации должны быть лояльны;
в профессиональной сфере одинаково признаются как индивидуальные, так и коллективные действия;
при решении рабочих вопросов можно руководствоваться личным опытом, но оправданно;
по отношению к служащим не должно применяться любых насильственных мер;
один сотрудник не может ограничивать свободу другого;
для любого рабочего коллектива важна бесконфликтность;
нужно не только следовать правилам этики самостоятельно, но и мотивировать на это других;
не следует подвергать критике любых конкурентов;
этические нормы делового общения в компании нельзя ввести, выпустив приказ

Деловое общение должно стать традицией;
руководству важно доверять сотрудникам, чтобы повысить у них ощущение собственной ответственности.. Остальные требования этики зависят от того, чем конкретно занимается организация

Остальные требования этики зависят от того, чем конкретно занимается организация.

Виды поведения

В традиционном обществе по отношению к ценностям и нормам делового этикета в организации выделяют несколько типов поведения людей:

  • «Дисциплинированный» – преданный организации сотрудник, который всецело приемлет принятые в ней нормы поведения и ведет себя так, чтобы не создавать конфликта интересов (своих и компании).
  • «Приспосабливающийся» – сотрудник, который ведет себя в соответствии с общепринятыми в компании нормами, но при этом не принимает ее ценностей. Несмотря на то что такой сотрудник соблюдает правила, преданным и лояльным к компании его назвать нельзя. В экстремальных для него условиях он вполне может совершить поступок, идущий вразрез с ценностями фирмы.
  • «Оригинал» – тип сотрудника, который разделяет ценности компании, но нормы поведения, установленные в ней, для него неприемлемы. В связи с этим у такого человека могут возникать конфликты с руководством и коллегами. Успешное приспособление такого сотрудника возможно лишь в том случае, если компания в порядке исключения разрешит ему не следовать общим нормам.
  • «Бунтарь» – сотрудник, для которого чужды и ценности, и установленные в организации правила. Невзирая на предупреждения, он нарушает барьеры и постоянно конфликтует с другими на всех уровнях иерархии. Необходимость придерживаться определенных паттернов воспринимается им негативно. Причиной этого может быть и нежелание понять значимость фирменных норм и ценностей, и отсутствие необходимых для этого навыков.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий