Готический стиль в одежде

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Остальная Европа

Готический стиль распространился из Франции в другие страны, так что готические постройки есть почти во всех уголках Европы.

Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным. Примеры готических церквей в странах Бенилюкса (Нидерландах и Бельгии) – собор в Турне и церковь Синт-Баво в Гарлеме.

В Испании кафедральный собор в Леоне (начат в 1252) напоминает собор в Амьене, в то время как соборы в Толедо (начат в 1227) и Барселоне можно сравнить с Нотр-Дамом в Париже. В испанских соборах огромные, украшенные резьбой рередос позади алтаря являются основным элементом интерьера наряду с богато украшенными металлическими решетками, или рейяс, которые отделяли центральный неф от хора. В грандиозном соборе в Севилье (1402-1519), на месте которого ранее возвышалась мечеть, двойные боковые нефы, почти такие же по ширине и высоте, как и центральный неф с плоской крышей.

Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) – самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен. Внутреннее пространство собора перегружено декором, одновременно восхищая и разочаровывая. Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

Неоготика код

Основная статья: Неоготика

Британский музей естественной истории

Неоготика (англ. Gothic Revival — «возрождение готики») — художественный стиль XVIII и XIX вв., заимствующий формы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.

Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне. В США следует отметить неоготический собор Святого Патрика в Нью-Йорке.

Готика в Польше

Готический алтарь Мариацкого костёла в Кракове

Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Тевтонские рыцари, большие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры зажиточных городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение — дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Своё влияние оказало и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке.

Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Самые известные из них — статуи князей династии Пястив, которые сохранились во Вроцлаве, Ополе, Кресобоже, Любуше и Кракове.

Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. До наших времен сохранилось несколько хороших образцов резных деревянных алтарей (алтарь Вита Ствоша в Кракове). В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота — 13 м, ширина — 11 м, высота фигур до 2,80 м).

К лучшим образцам живописи принадлежат миниатюры и орнаменты в манускрипте, который содержит житие св. Ядвиги, созданные Николаем Пруссом (в 1353 г.). Богемское искусство миниатюры, которое было сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскими элементами, достигло Польши лишь в XV столетии.

Происхождение термина код

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.

Готический стиль в интерьере

Интерьер
в готическом стиле оформляется роскошно, однако сохраняет при этом простоту
и сдержанность обстановки. Основные черты – легкость, заостренность, движение
вверх. Для готического интерьера характерны дощатые или кафельные полы,
которые могут застилаться коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются
стенной росписью ярких цветов и роскошными шпалерами (настенные тканые
ковры). Потолки обычно деревянные, балочной конструкции или с открытыми
красиво оформленными стропилами. Окна и двери часто обрамляют искусственным
или натуральным камнем. Центром интерьера в готическом стиле становится
богато оформленный камин или кафельная печь.

Готический
стиль в интерьере, это, обязательно красочные витражи разнообразной тематики,
которые могут быть как на окнах, так и на глухих стенах с подсветкой.
Надо заметить, что теологи приписывают витражам способность просветлять
душу человека и удерживать его от зла. Именно витражи создают ту возвышенную
атмосферу, которая так характерна для готики. Цветовая гамма витражей
готического стиля включает в себя красные, синие, желтые, зеленые тона
и оттенки фиолетового цвета. Контуры прорисовывались непрозрачным черным
цветом.

Мебель и предметы обстановки в готическом стиле стоят вдоль стен. В период
готики появились прототипы практически всех современных предметов мебели,
поэтому обстановка может быть достаточно разнообразной. Популярны в период
готики были буфеты; шкафы для посуды на высоких ножках; двустворчатые
шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками; стулья с высокими спинками,
имитирующими архитектурные элементы. Кровать в готическом стиле или встроена
в стену, или имеет балдахин (полубалдахин), или с большим деревянным каркасом.

Интерьер в готическом стиле часто украшают предметами декоративного искусства,
например, небольшой скульптурой из слоновой кости, серебряной посудой,
лиможской эмалью, декоративными подушками.

Рекомендовано к прочтению:

Дизайн
дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для
эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими
руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания
идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью
дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству
комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все
вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать
цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.

Книга рекомендована всем, кто хочет создать красивое, уютное и удобное
пространство для себя и своей семьи.

Изобразительное искусство

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия

Перспективный портал Кёльнского собора

Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Скульптура поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 году Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков (—) в Шаммоле около Дижона. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (нем. Tilman Riemenschneider), Вита Ствоша (нем. Veit Stoß) и Адама Крафта (нем. Adam Kraft).

Живопись

Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359). Один из первых готических портретов, дошедших до наших дней

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошёл около 1200 года, в Германии — в 1220-х годах, а в Италии позднее всего — около 1300 года.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около —). Ярким представителем книжной миниатюры конца XV — начала XVI века был Робине Тестар, работавший при дворе графов Агулемских.

Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Примером может служить творчество Мастера графини Уорик и его «Портрет Эдварда Виндзора, 3-го барона Виндзора, его жены, Кэтрин де Вер, и их семьи», демонстрирующий повседневную жизнь английской провинциальной аристократии.

Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.

Как создать готический стиль

Готика, как архитектурный стиль, зародилась во Франции 13го века и на протяжении нескольких веков формировались ее отличительные черты, который впоследствии определили готику и как стиль одежды, и как стиль интерьера, и даже как субкультуру.

Готический стиль, сочетающий в себе сдержанность и роскошь, мистичность и грубоватость, истинно средневековый, очень специфичен. Если вы хотите в свою обитель впустить этот дух величественности и мрака и внедрить готику в интерьер, то наверняка вам придется в этом стиле выполнять не только одну комнату, но все помещение сразу.

Сложно представить готическую спальню, вписанную в классичность других комнат. И сейчас журнал korolevnam.ru расскажет и покажет вам, как создать дома интерьер в этом особенном стиле и как передать нужную атмосферу.

Литература

На русском:

  • Готическое зодчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Всеобщая история искусств, Т.2, М., «Искусство», 1960
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002, ISBN 5-224-03922-3
  • Каптерева Т. П., Искусство Испании, М., «Изобразительное искусство», 1989
  • Мерцалова М. Костюм разных времён и народов. Т.1 — М.: Академия моды, 1993, С. С. 179—222, ISBN 5-900136-02-7
  • Муратова К. М., Мастера французской готики 12-13 вв, М,.”Искусство”, 1988

На немецком:

  • Suckale, R. / Weniger, M.: Malerei der Gotik. Taschens Epochen und Stile. Taschen, 1999.
  • Jantzen, H.: Die Gotik des Abendlandes. Idee und Wandel. DuMont, 1997.
  • Kurt Gerstenberg: Deutsche Sondergotik, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1969
  • Dieter Kimpel, Robert Suckale: Die gotische Architektur in Frankreich : 1130 − 1270, München 1985.
  • Werner Müller: Grundlagen gotischer Bautechnik, München 1990.
  • Jantzen, H.: Kunst der Gotik. Klassische Kathedralen Frankreichs — Chartres, Reims, Amiens. Reimer, 1987.
  • Erlande-Brandenburg, A.: Triumph der Gotik: 1260—1380. (Universum der Kunst, Bd. 34). Beck, 1988.
  • Duby, G.: Die Zeit der Kathedralen. Kunst und Gesellschaft 980—1420. Suhrkamp, 1992.
  • Uwe A. Oster: Die großen Kathedralen. Gotische Baukunst in Europa, Darmstadt 2003.

На английском:

Ulrike Laule, Architecture of the Middle Ages. 2004. Feierabend, ISBN 3-89985-053-X

  • Gothic Churches of Lviv. Abstract of MA Thesis // Annual of Medieval Studies at Central European University 1996-97 / ed. M. Sebok. — Budapest, 1998. — Vol. 4. — S. 97-98.

Основные элементы готического стиля

Конечно, воссоздать в современном жилище абсолютно готическую обстановку почти невозможно, но эффект создается за счет, во-первых, главных элементов, которые сразу бросаются в глаза, и, во-вторых, за счет декоративных деталей, благодаря которым интерьер настраивается на нужный лад.

Чтобы прочувствовать атмосферу сразу, посмотрите на фото с интерьером готики.

Потолки

Один из главных аспектов этого стиля – стремление вверх. Потолки должны быть высокие, шкафы – тоже, а спинки кроватей, стульев и т.д. тянуться к верху и быть довольно вытянутыми.

Этот момент имеет историческую основу: в Средневековье замки рыцарей или христианские храмы были очень просторными, в частности за счет непомерно высоких потолков. Это придавало пространству ощущение бесконечности и таинственности.  Кстати, в готических интерьерах на потолках часто делают имитацию балочных перекрытий – это также соответствует стилю.

Отделка стен и полов

Что касается отделки стен и пола, то главенствующее место тут занимает дерево, конечно же, темных пород (дуб, сосна, орех, кедр). Но если на полу может быть только паркет, то стены могут быть оформлены с помощью и деревянных панелей, и декоративной каменной кладки, и обычных однотонных обоев.

Стены часто украшают гобеленами, канделябрами с имитацией настоящих свечей, картинами в массивных рамах и т.д.

Готическая мебель

Стиль готика в интерьере требует массивной, немного грубой, но в то же время изящной – нужно найти оптимальный баланс между этими характеристиками. В основном, мебель делается из дерева, но имеет место быть и кованая мебель, или деревянная с коваными элементами.

В мебели широко используется резьба по дереву, это очень важный момент готики. Стандартные единицы – это буфеты, двустворчатые шкафы, высокие книжные полки, стулья с высокими спинками, резными ножками и мягким сиденьем, кровати с массивным изголовьем и, может быть, с балдахином и т.п.

Очень часто в интерьере готики можно встретить… сундуки. Они выполняют самые разные функции – и стола, и скамейки, и шкафа, и полки.

Еще с готикой тесно связаны винтовые лестницы и камины с коваными решетками. Такие элементы внедрить в готический интерьер лучше в условиях частного дома.

Цвета интерьера в стиле готика

Цветовые решения здесь довольно интересные. Основным цветом, как правило, выступает черный или темно-коричневый цвет.

Сопроводительными можно назвать такие цвета, как бордовый и его оттенки, изумрудный, коричневый, пурпурный, то есть глубокие, насыщенные, благородные цвета. Но также готика допускает и яркие контрастные акценты, и вот тут уже свободы больше: кроваво-красный, ярко-розовый, желтый, синий и т.д.

Декоративные элементы

В дизайне интерьера готики используется обилие декоративных элементов, который создают колорит и завершают обстановку. Это могут быть плиточные мозаики, витражи, лепнина, бронзовые и металлические детали, ковка, о которой мы уже говорили, канделябры, картины и т.п.

Неотъемлемой частью готики являются тяжелые портьеры темных глубоких оттенков и плотные покрывала. На пол вместо современного ковролина лучше постелить какой-нибудь ковер либо однотонный, либо с орнаментом, вписывающимся в общий стиль.

Вот еще несколько интересных примеров готических интерьеров:

Чтобы увеличить фото, щелкните на картинку *wink*

_

Готика в России

В средние века Россия находилась под влиянием византийской цивилизации, готика здесь практически была неизвестна. Хотя определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля.

Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в.Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г.), а также звонница Софийского собора (1439 г.) Великого Новгорода. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.Влады́чная (или Гранови́тая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Он расположен на территории Новгородского детинца. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Здание включено в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода.

Грановитая палатаГотическая архитектура появилась в России только в эпоху неоготики (в конце XVIII в.). Её появление связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.

Чесменский дворецВ Санкт-Петербурге по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменская церковь (1777-1780).

Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в.)Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления – классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.

ЦарицыноВ настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.В Самаре в начале XX в. был построен католический храм в стиле неоготики. Он имеет форму креста. Фасад украшен пинаклями. Высота башен – 47 м. В первоначальном виде храм был богато украшен, внутри до 1913 г. звучал орга́н. В настоящее время в алтаре находится фреска – копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».

Храм Пресвятого Сердца Иисуса в СамареОбразцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия), а также в Выборге.

Костёл Гиацинта в Выборге

  • Вперёд >

Декоративно-прикладное искусство

Поход Деборы и Барака на Ханаан. Миниатюра из Псалтыри Людовика Святого (англ.)русск.. XIII в.

Эпоха позднего Средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. С середины XIII века начинается строительство зданий светского назначения — городских ратуш, рынков, цеховых домов, а также роскошных замков знати. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Примечательны «шпалерные» росписи стен, изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти.

Пришедшее через мусульманский Восток художественное ткачество получило вначале развитие в Скандинавии и Германии. Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла функции защиты от сквозняков, утепления помещения. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Тема противоборства человека и сил зла по сравнению с первоисточником решена в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой.

В XIII столетии традиции готики находят своё отражение в искусстве книжной миниатюры парижской школы, наиболее известным образцом которой является иллюминированная Псалтырь Людовика Святого (англ.)русск..

Восприятие и влияние готики код

Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века, а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.

Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы. Так, Джорджо Вазари писал:

Но уже в XVII в., в противоположность суждению Мольера о готических соборах как «чудовищах», «следах невежественных лет», Винсен Саблон высказывает совершенно иную точку зрения в своей поэме о Шартрском соборе, воспев в ней творчество готических архитекторов.

Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий