Грузинский национальный костюм

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Обувь

Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

Всемирная Грузинская Ассоциация

Мужской костюм.

Под влиянием так называемых общих черт трудовой деятельности, быта, природы формировалась мужская одежда. Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник, он же землепашец и пастух. Его одежда издревне должна была быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах.

Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары) одежда. Разнообразны были виды верхней распашной одежды. Это чоха, черкеска, коба. В Грузии этот вид одежды отличался ложными рукавами. Черкеску одевали поверх рубахи или кафтана.

Спереди к поясу всегда прикрепляли кинжал – наиболее распространенный в 18-20 вв. вид оружия.

Широко использовалась бурка (набади) или тулуп (ткави) . Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Головным убором служили войлочные шапки (надбис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи). У эмеретин был известен оригинальный головной убор папанаки.

А вот в Гурии, Аджарии и Мегрелии господствовал иной вид одежды : архалуком называли короткие куртки, с которыми носили шаровары, узкие на голени и просторные у пояса, повязываясь кушаком похожим на шарф, что создавало особенно стройный силуэт. На голове был башлык кабалахи с золотой и серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Вот напрмер в Кахетии мужчины носили небольшую прилегающую к макушке войлочную шапочку.

Своеобразной и особенно красочной была одежда горцев, особенно хевсур. Ее шили из плотной ткани синего цвета, покрывая наполовину ярким ковровым геометрическим орнаментом, вышитым крестом.

Женский костюм.

Женское платье состояло из рубахи, штанов, платья с нагрудной вышивкой и внутренними рукавами, пояса и головного убора, а также верхней одежды. Грузинки постоянно носили украшения.

Постепенно женская одежда становится еще более женственной : Длинное платье, стянутое в талии (картули) кроили с разрезом спереди. Под ним была шелковая юбка, к которой носили передник с широким поясом. Туфли носили на каблуке без задника, с загнутым вверх носом.

Головной убор состоял из мчака – треугольной белой вуали, копи-тонкого валика из шелкаи чихта-обшитого бархатом картонного ободка. Сверху накидывали гладкую косынку.

Свадебный женский костюм.

Мужчины

Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.

Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

Особенности кроя и декора грузинского костюма

  • чтобы чоха подчеркивала достоинства фигуры, кроили ее из цельного полотна, сильно скашивая бочок к спинке;
  • спинка была полностью отрезная, чтобы под шов заложить мягкие широкие складки, не стесняющие широту шага;
  • воротник в классической чохе отсутствует, иногда добавляется «намек» на него в виде маленькой, аккуратной стойки;
  • перед кроился так, чтобы на груди чоха не сходилась, дабы был виден строгий, застегнутый на все пуговички архалук с высоким воротом;
  • рукав чохи – разрезной, чтобы не мешать свободным стремлениям руки в бою. Его можно откинуть за спину, а при надобности – застегнуть или завязать на запястье.

Мужской костюм грузин

Традиционный костюм грузина состоял из нижних штанов шендишей и верних шароваров или шарвалей из материи черного или бордового цвета, которые не стесняли движения. Сверху надевали рубаху под названием перанга.

Верхняя одежда подбиралась в соответствии с временем года и социальным положением и подразделялась на несколько видов:

Черкеска или как ее называют грузины чоха. Этот предмет мужского гардероба считался обязательным в любое время года. Черкеску надевали поверх кафтана и подпоясывали ремнями с чеканкой из серебра или обычного металла. Пояс в данном случае выполнял не просто декоративную функцию, на него мужчины крепили кинжал или саблю, которые также были частью национального костюма грузин.

Изначально этот предмет верхней одежды делался из овечьей или верблюжьей шерсти. Сегодня используются более легкие ткани типа хлопка. Длина черкески обычно чуть ниже колен, крой довольно свободный, но подчеркивающий мужской силуэт. Чоха имеет застежки от верхней части и до линии талии. На груди расположены кармашки для хранения пороха, которые сегодня выделяют грузинский костюм среди остальных.

Обычно чоха не имеет воротника, но в некоторых вариациях может присутствовать воротник со стойкой. Рукава у этой одежды обычно широкие и длиной до локтя, что позволяло свободно двигаться во время боя. Для пожилых людей приемлемы были длинные рукава у чохи. Сегодня есть различные виды с разной длиной рукава.

  • Куладжа. Этот предмет мужского гардероба для выходцев из дворян предназначался для торжественных случаев. Куладжа представляла собой платье небольшой длины, которое надевалось поверх одежды. Для пошива торжественных нарядов использовался бархат разных цветов. В качестве декоративных элементов мог быть использован натуральный мех. С куладжей обязательно надевали папаху из каракуля.
  • Курка и пабади. Для зимних месяцев грузины использовали курку. Она представляла собой шубу, которую украшала вышивка золотой и серебряной нитью. Также в холодное время года надевали пабади.

Такую одежду белого, черного или бурого цвета еще называют бурка. Голову в зимние месяцы покрывали папахой, которая шилась из каракуля или овчины.

Кроме папахи, которая характерна для горцев, грузины в зависимости от географического местоположения носили и другие головные уборы. Так, в разных регионах носили и шапки из войлока, и башлык под названием кабал ахи, и даже шапки с небольшими полями.

В качестве обуви мужского национального костюма грузин также были распространены: коши – среди богатых сословий, каламани – среди бедняков. Для богачей еще существовали кожаные мести на плоской подошве, а также цаги – кожаные сапоги, которые нередко украшали даже с помощью драгоценных камней.

Особенности папахи

Папаху носят не для тепла или красоты – это своеобразный символ, который подчеркивает честь и достоинство мужчины. Папаху нужно обязательно беречь и аккуратно с ней обращаться – не допускается ношение папахи теми чеченцами, которые без причины пренебрежительно бросают этот головной убор об землю. Если чеченец бросил папаху на землю, то он должен быть готов умереть на месте за свою честь.

На Кавказе всегда было почетно носить головной убор. Ведь не зря же говорят: «Если у тебя есть голова, то на ней должна быть папаха». Конечно же, времена меняются, а с ними и нравы. Сегодня уже не так часто вы встретите человека с красивой и прямой осанкой, голову которого украшает кавказская папаха
.

Действительно, папаха – это украшение и олицетворение чести для мужчины. Каких-то лет 20-30 назад были распространены очень любопытные традиции в предместьях Кавказа. Например, никто и ни при каких обстоятельствах не имел права снимать с головы чужую папаху. Это расценивалось как оскорбление хозяина головного убора и очень часто влекло неприятные последствия.

Но, не все традиции, которые касались ношения папахи, были такими жесткими. В старину парень, который хотел показать девушке свои чувства прибегал к двум способам – либо он говорил ей лично об этом в танце, держа при этом в зубах кавказский кинжал , либо же подходил под ее окна и забрасывал свою папаху. Если девушка оставляла ее у себя, то считалось, что она принимает предложение руки и сердца, если же головной убор вылетал из окна обратно хозяину, то парень понимал, что его предложение отвергнуто.

Грузинский традиционный национальный костюм

Тбилиси, 30 июня /Синьхуа/ – Грузинскую чоху можно рассматривать как один из типичных образцов народного костюма, который наилучшим образом объединяет в себе традиции, фольклор, ремесло и престиж. Чоха представляет собой не только мужское одеяние, как это принято считать.

В некоторых частях страны женщины также носят чоху, сшитую специально для них. Как и большинство традиционных костюмов в целом ряде стран, чоха из повседневной одежды, берущая свое начало с конца 9 века, превратилась в наши дни в одежду для торжественных и официальных мероприятий.

Впервые чоха появилась в горных деревнях Южного Кавказа, ее название пришло из персидского языка как отпечаток давней персидской экспансии в регион. Персидское слово “чоха” означает “материя для одежды” и в дальнейшем употреблялось для обозначения тканей, используемых для изготовления чохи.

Будучи изначально грузинскими, чохи служили одеянием в тот или иной промежуток истории азербайджанцам, туркам, казакам и русским, благодаря легкости в носке и комфорту, который обеспечивала эта одежда в долгие зимние дни.

Термин для обозначения названия этого наряда у каждого народа был свой: русские и казаки называли чоху “черкеска” или “швах-циа”, что означает “черкесское одеяние” или “покрывало для всадников”; эмигранты черкесского происхождения называли чоху “циа” или “фаша”, что означает “из ткани”, или “вам подходит”.

Изготовляемые ранее из овечьей или верблюжьей шерсти, а теперь из хлопка или порой из искусственных тканей, чохи представляют собой плотную тяжелую верхнюю одежду, приталенную, со свободно ниспадающим подолом.

Длинные рукава чохи являются скорее декоративными, нежели функциональными, так как они фактически покрывают руки до тыльной стороны ладоней и могут быть подобраны при необходимости до плеч как своеобразный шарф, подчеркивающий декоративный стиль и характер одеяния.

В 20-е годы прошлого века чоха стала редкостью на грузинских улицах. Представляемая в наши дни только на народных и традиционных мероприятиях, таких как свадьбы или похороны, чоха стала скорее символом национальной принадлежности, нежели повседневной одеждой для народа, который сделал свой выбор в пользу повседневной одежды западного стиля, нежели воскресных нарядов.

Чтобы возродить традиционные костюмы или хотя бы напомнить грузинам об их традициях, два друга, Леван Васадзе и Луарсаб Тогонидзе, в 2010 году открыли мастерскую-ателье по пошиву чохи, расположенную вдоль одной из самых оживленных коммерческих улиц Тбилиси.

“Дизайн большинства разработок создан по старым фотографиям”, признался Луарсаб Тогонидзе, “и чохи, созданные в мастерской, повторяют модели 18-19 веков”.

Клиентура магазина Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе – это грузины, почитающие свои традиции и иностранные гости, которым по душе этот стиль.

“В этих древних одеждах мы ясно видим характер наших предков, стиль их жизни и их природу”, добавил Луарсаб Тогонидзе, нынешний генеральный директор ателье. “Я не хочу придавать чохе некий сакральный смысл, но она однозначно имеет определенную метафизическую силу”.

На недавнем промоушн-показе свадебных нарядов и платьев в центре Тбилиси мастерская Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе предложила свои традиционные свадебные чоха-наряды и платья, которые привлекли пристальное внимание на однодневном дефиле. Более половины чохи покупаются в Тбилиси для свадебных церемоний

Что касается цвета чохи, иностранные гости выбирают пурпурный, в то время, как местные жители придерживаются традиционных цветов – черного и белого. Другие стандартные цвета – серый, бордовый и синий

Более половины чохи покупаются в Тбилиси для свадебных церемоний. Что касается цвета чохи, иностранные гости выбирают пурпурный, в то время, как местные жители придерживаются традиционных цветов – черного и белого. Другие стандартные цвета – серый, бордовый и синий.

Черный цвет чохи ассоциируется в Грузии с представителями грузинской знати или Орденом чоханосцев, который представляет элитную часть грузинской социальной иерархии, таких людей, как военные генералы, национальные и региональные герои, поэты и те, кто известен выдающимися заслугами перед своим народом.

Представитель всегрузинского Общества чоханосцев Резо Сулава убежден: “Когда вы любите свою чоху – вы любите свою страну, когда вы любите свою страну – вы любите свои традиции”.

Одежда

Традиционная одежда–важный источник изучения этнической истории каждого народа. У грузин сочетались два основных типа костюма: общекавказский и иранско-турецкий. Преобладал первый. Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Типичный мужской костюм характерен тем, что он узкий, длинный. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду–чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шелковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби). Вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани–самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка– кожаные сапожки на каблуке.

Грузины носили чоху различной длины, сшитую из местной темно-синей или привозной кустарной ткани. Она спадала ниже середины голени. Скроенная из одного полотнища, чоха имеет сильно скошенный к спине бочок и полностью отрезную спинку. Спереди чоха не сходилась во всю длину, оставляя открытым архалук. Архалук надевали под чоху и шили обычно из черного ластика или сатина. Штаны шили также из ластика, причем каждая штанина имела вид очень широкого прямоугольника, со скошенным углом.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шейдиши), длинного платья (картули каба–«грузинское платье») с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Обычно платье шили из одноцветной шелковой или шерстяной ткани. Излюбленными цветами для молодых были белый, розовый, голубой. Более пожилые носили цвета темных оттенков. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби–распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шелком, и головной повязки (тавсакрави) обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек–плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

Грузинки постоянно носили украшения. Местные златокузнецы, обладавшие большим мастерством. Снабжали женское население деревни недорогими кольцами, браслетами, серьгами, поясами, ожерельями, застежками и т. д.

В некоторых районах женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, желтого цветов. Костюм тушин был темных, в основном черных, тонов. Для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек.

Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани). Сейчас национальный костюм сохранился только частично. Однако его употребляют во время различных праздников при исполнении народных песен и танцев.

Другое по теме:

Ливан
Ливан – небольшое гористое государство на Ближнем Востоке. Население Ливана — около 4 миллионов человек. Республика выделяется в арабском мире чрезвычайным религиозным разнообразием. Климат. Для Лива …

Первые поселения
В конце XVIII и в XIX в. правители России приложили немало усилий к эмиграции татар из Крыма в Турцию и организации в широких масштабах переселения на полуостров всех, кого к этому можно было привлеч …

Сели, оползни, лавины как лимитирующие природные факторы
Снежная лавина – быстрый сход снежных масс по горному склону, связанный с нарушением устойчивости их залегания. Лавины сходят на горных склонах крутизной преимущественно 20–60 градусов. Преобладают л …

Описание характерных черт

Цветовая гамма

Для национальной одежды грузин характерными являются 6 цветов чохи.

Черный цвет в одежде являлся прерогативой знатных людей. Состоятельные люди носили одежду черного цвета не только в повседневной жизни, но также предпочитали ее и для торжественных мероприятий.

Особенности кроя и декора

Вне зависимости от пола и социальной принадлежности грузинский костюм выглядит довольно строго, но в то же время шикарно. Ткани выбирались довольно прочные и долговечные. Состоятельные люди могли позволить себе шелковые и бархатные костюмы. Украшением для таких роскошных нарядов для теплого времени года могло стать кружево, в холодные месяцы – благородные меха.

Особой роскошью отличался во все времена свадебный наряд невесты. Хотя внешне он был схож с повседневным женским костюмом, свадебный наряд всегда шился только из белой ткани. Важным компонентом был драгоценный декор одежды для невесты.

Свадебные наряды расшивали золотой или серебряной нитью, а также украшали различными аппликациями. Вне зависимости от финансового положения семьи, наряд невесты должен был выглядеть богато.

На голову невесты надевали национальный бархатный головной убор с легким платком, которым невеста прикрывала лицо.

Головные уборы

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Свадебные наряды

Женский национальный свадебный наряд

  • свадебная чоха женского покроя из атласа, муара или шелка;
  • белый головной убор в полном сборе. Сегодня вполне заменяем диадемой или шапочкой из бархата;
  • с XX века невесту на свадьбу уже не покрывают белым или красным покрывалом до пят, но наличие фаты обязательно;
  • особый дар со смыслом – длинная нательная рубаха без рукавов для купания, халат и обувь коши;
  • шею или тавхурву невесты должно дополнять дорогое украшение. Самым популярным камнем был и остается жемчуг;
  • еще один непременный атрибут платья невесты – узкий серебряный пояс, который молодая жена в день свадьбы сменит на пояс замужней женщины – сарткели;

по традиции, свадебное платье должно быть с лифом, обильно украшенным шелком, золотом, серебром и бисером со шнуровкой на талии, независимо от семейного достатка.

Мужской национальный свадебный костюм

  • новая белая, черная, светло-серая, кремовая, бордовая или бежевая чоха;
  • к свадебной чохе полагался новый ахалухи из гладкой блестящей ткани, но эту деталь одежды, как и штаны, жених «добывал» сам;
  • помимо чохи, невеста дарила жениху богато расшитый собственными руками башлык;
  • бурку и папаху приобретали родственники жениха ему в подарок;
  • отец невесты преподносил будущему зятю узкий кожаный пояс для кинжала и пр. оружия. Само оружие не дарилось никогда, да и сам жених приходил на свадьбу безоружный;
  • на ноги жених надевал щеголеватые высокие сапоги на каблуке – по Тифлисской моде.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий