Испанский воротник

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Костюм XVII века

XVII в. — это полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и открывший новые капиталистические отношения.

Крупнейшей колониальной и торговой державой Европы становится Голландия. Однако к концу XVII в. она уступает первенство Англии и Франции. Глубокий экономический и политический кризис охватывает Испанию и Италию.

Художественная культура XVII в. характеризуется появлением и расцветом национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии, отразивших особенности исторического развития, характера общественной жизни, местных условий. Вместе с тем для искусства этого времени характерен общий художественный стиль барокко (барокко в переводе с итальянского — странный, вычурный), пришедший на смену искусству Возрождения.

Стиль барокко зародился в конце XVI в. в Италии и распространился в большинстве европейских стран в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного и грубого, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождаются бурная динамика, захватывающие страсти, живописность, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, монументальность, декоративность, парадность, пышность.

Роскошные дворцы, виллы, церкви XVII в. с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных украшений, с зеркальными стенами и потолками-сводами, тяжелая величественная мебель из черного и красного дерева, инкрустированная серебром и бронзой, создавали определенный фон для человека, образуя единое целое с его обликом, костюмом, манерой поведения.

Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик и костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует многогранное искусство XVII в. Основные его принципы связывали идеалы красоты, истины, добра с разумом, закономерностью, логической четкостью. В искусстве это нашло выражение в геометричности линий и форм, четкости объемов, в костюме — в дальнейшем совершенствовании каркасной формы, подчинении человеческой фигуры стандартной схеме объемов и пропорций, определенной ясности и целесообразности конструкции.

Влияние классицизма в костюме особенно проявляется во Франции — на родине этого стиля и в Англии. Как в архитектуре и изобразительном искусстве, элементы барокко и классицизма, несмотря на противоречивость, органически сочетаются в костюме XVII в.

Эстетический идеал красоты

Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в. — это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами. Во Франции, которая начиная с XVII в. становится законодательницей моды в Европе, таким идеалом мужской красоты признается Людовик XIV —«король-солнце» — высокого роста, с правильными чертами лица, пышными и длинными белокурыми волосами. Король был искусным танцором, наездником, стрелком и охотником.

Идеал женской красоты — величественность, парадность, жеманство. Женская фигура характеризуется высоким ростом, «лебединой» шеей, покатыми откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые длинные волосы дополняли представительный и декоративный женский облик.

Ткани, цвет, орнамент

В XVII в. производство тканей начинает приобретать промышленный характер. Возрастает их разнообразие по волокнистому составу, методам отделки, фактуре, орнаментации.

Ссылки

Жуа́на Португальская (20 марта 1439 — 12 декабря 1475) — королева-консорт Кастилии и Леона. Вторая супруга Энрике IV, португальская инфанта по рождению, дочь короля Португалии Дуарте I и его жены Элеоноры Арагонской, сестра португальского короля Афонсу V.

Калезский договор 28 октября 1532 — соглашение об антитурецком союзе, заключённое после личной встречи королей Генриха VIII и Франциска I в Булони и Кале.

«Карменсита» — короткометражный, немой, черно-белый фильм американского режиссёра Уильяма Диксона, снят в 1894 году. В фильме показана испанская танцовщица Карменсита, исполняющая свой танец на деревянном планшете сцене. Согласно киноведу Чарльзу Муссеру, Карменсита стала первой женщиной, заснятой на камеру Эдисона и, возможно, первой снимавшейся в кино женщиной в истории американского кинематографа.

Манти́лья (исп. mantilla, от лат. mantellum — покрывало, покров) — элемент национального испанского женского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в причёску, и падает на спину и плечи.

Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки, особенно была популярна в Андалузии. Период расцвета ношения мантильи — XVII—XIX века. В наши дни надевается современными испанками только по случаю праздников.

Ма́хо (исп. majo, муж.), ма́ха (исп. maja, жен.) — испанские щёголи из простонародья в XVIII—XIX веках.

Служили излюбленным объектом изображения Гойи.

Раф (англ. ruff), также фре́за (фр. fraise), горгера (исп. gorguera), «мельничный жернов» — круглый плоёный (гофрированный) брыжжевый (польск. bryże от ср.в.нем. bris(e) — «кайма») воротник из накрахмаленной ткани или кружев, который плотно охватывал шею; принадлежность мужского и женского костюма представителей разных классов, жителей Западной, Центральной и Северной Европы в XVI—XVII веках.

 • Музыка •  • Изобразительное искусство •  • Интернет • Театр •  •  • Костюм
• • •
• • •

Описание испанских костюмов по регионам

Костюмы АндалусииАндалусия (Хаэн)Здесь носили белую рубаху, черный жакет с узкими рукавами, юбку различных вариаций черного, синего цвета и их комбинаций, фартуки украшали атласными лентами или вышивкой. На ногах носили белые хлопковые чулки (причем, у всех испанок очень интересные носки – чулки, почти всегда ажурные). На плечи накидывали платок или шарф с кистями, который затягивали на спине.

1 Женский костюм

2 Более известный вариант

3 Наиболее интересны шляпы

Регион Наварра

Кантабрия: Кабуэрнига

Кантабрия: Льебана

Кантабрия: Горы Кантабрии

Кантабрия: Пескадора

Кантабрия: Трасмьера

Кантабрия: Тресвисо

Кантабрия: Туданка

Традиционный канарский костюм:Для шитья использовали шерсть, лен и шелк местного производства. Для рубашек не было какой-то определенной формы, они могли быть с короткими или длинными рукавами, с воротничками и без. Юбок было две, красная шерстяная и верхняя в тонкую полоску. Фартук стал популярным только к 19 веку. Обувь была с ремешками без застежек. Остров Ла Гомера:

Сан – Мигель – де – ла – Пальма:

Эль Йерро:

Лансароте:

Фуэртевентура:

Собирательный образ костюма островов

Костюм Астурии:Из обуви носили кожаные ботинки на шнуровке, под которыми были тонкие шерстяные ажурные носки. Цвет мог быть разным – красный, желтый, черный, синий, или белый. Юбок было две, нижняя и верхняя шерстяная. По краю юбку украшали лентами или складками. Длина отреза на юбку была около 3-х метров, складки делали по определенным точкам, затем все собирали на ленту, которая уже завязывалась на поясе. Цвет юбок мог варьироваться (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый или черный) в зависимости от ситуации. Рубашки были с прямой линией проймы, в районе подмышечной впадины вшивали квадратный кусок материи, чтоб рубашка не сковывала движений. Поверх нее завязывали платок, его скрещивали в районе груди, а концы завязывали на поясе. Фартуки были черными с кружевной отделкой, реже с вышивкой. Праздничные фартуки были всех размеров и цветов. Их шили из льна, шерсти, бархата, атласа и других тканей, которые привозили из Кастилии, Леона и Эстремадуры. Они были украшены бахромой, лентами, кружевами, в том числе бисером, иногда нитками бисера. На них могли присутствовать карманы. На талии привязывали небольшой мешочек для денег, каштанов и т.д. Его форма зависела только от вкуса владелицы, отверстие для руки могло быть по центру или сбоку. Его украшали вышивкой, лентами, инициалами владелицы и т.д.

Региональные костюмы Мурсии. Костюм был аналогичен костюмам Астурии. Менялись тип ткани и украшений, но форма оставалась неизменной. Основной отличительной особенностью является качество и разнообразие вышивки.

Народный костюм определяет юбка. Бытовала Refajo (кто может, помогите с произношением), это нижняя юбка, которая также украшалась, на неё одевали верхнюю юбку.

В холодных районах верхние юбки носили шерстяные, в теплых – хлопковые. Самое главное здесь – контраст и широкий спектр цветов. (Юбочки ниже). Разнообразными были и формы. Но снизу для сохранности пришивали тонкий кант.

Региональные костюмы БургосаТрадиционный женский костюм более известен как Fiesta Burgalesa и включает в себя черные туфли, белые или синие носки, юбку (ярких насыщенных цветов), черный или зеленый шелковый фартук с отделкой из бархата или вышивкой, корсет и дублет с бархатным воротничком (черного или синего цвета). На шее носили кораллы с медальонами.

Региональные костюмы Сеговии

Валенсия – про костюм много информации есть на русскоязычных сайтах, так что несколько картинок, просто полюбоваться.

Костюмы Аликанте

Музейные платья Барселона

Испанский костюм

На форму испанского костюма, как и всей культуры и искусства Испании XV-ХVI вв., оказывали влияние многие исторические и общественные факторы. Среди них прежде всего идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть, честь, особенно утвердившиеся в период арабского владычества в XIV-XV вв.; строгий этикет испанского королевского двора и суровый фанатичный аскетизм католической церкви. Именно эти факторы обусловили противоречивую эстетику испанского костюма, которая, с одной стороны, утверждала типичное для Ренессанса подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, с другой требовала спрятать грешную плоть, запретить обнажение тела, изменить пластичные мягкие округлые контуры фигуры угловатыми жесткими линиями. В испанском костюме впервые в европейском костюме применяется каркас. В мужском костюме это стеганая прокладка (вата, опилки, конский волос), на которую натягивали все главные части одежды: закрытый, плотно прилегающий короткий колет и короткие, до коленей, шаровидные штаны. В женском костюме появляется корсет из лозы или металлической сетки, покрытый сверху и снизу ватой и простеганный с тканью. С помощью накладки из конского волоса создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди. С помощью бюска (узкой деревянной или металлической пластинки, которую прикрепляли к корсету) уплощали живот и зрительно заужали талию. Нижнюю часть женской фигуры прятал второй конус воронкообразный металлический вертюгаден, на который натягивалась юбка. В мужском и женском костюмах линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава. Специфическим элементом футлярного, чопорного каркасного костюма, который сковывал поворот головы, заставлял ее всегда держаться поднятой кверху, был брыжжевый воротник. В испанском костюме исчезает длинная мужская одежда, оставаясь только в форменной, и тем самым окончательно утверждается разрыв между формами мужской…

Испанский национальный костюм

Куклы в костюмах народов мира №23. Андалузия.

Вариаций испанского костюма – огромное множество.

В наши дни ярким примером женского испанского костюма может послужить одежда танцовщицы фламенко.

Характерные черты в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

Считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, однако это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве – чапинес.
Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

  • приталенный пиджак с широкими лацканами, корсет отсутствует
  • мантилья
    – самый известный элемент испанского костюма
  • гребень для мантильи

Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке.

Рефахо (Refajo) – это нижняя юбка, она тоже цветная и её украшают, также есть верхняя шерстяная или хлопковая юбка (фото – в описании костюма Мурсии). Refajo
– это объёмная юбка. Одевается непосредственно под верхнюю юбку – Saya
. Шьётся из тканей разных фактур различных цветов. По низу украшается кантом, прошвами, вышивкой, аппликацией и т.д. По линии талии укрепляется завязками. Верхнюю юбку закрепляют так, чтобы была видна юбка-рефахо, так как она обильно украшена. В зимний период эти юбки вяжутся или шьются из более толстых тканей.

Девушки обычно шили себе юбки, состоящие из нескольких слоёв (оборок), нашиваемых друг на друга. Количество слоёв юбки не превышало четырёх и каждый последующий слой был короче предыдущего.

Причёска простая: волосы носили длинные, расчёсывали их на пробор, а косу укладывали на затылке „корзиночкой“. Женщины из народа тоже носили мантилью
, которая, как и веер
, являлась обязательным дополнением костюма.

Аликанте

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок – это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона.

Узорчатые ткани украшались разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали.

Украшения: ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка жемчугом.

Далее – материалы по испанскому костюму от
Natalya Pale
, подбор костюмов и перевод текста на русский. Дополнительные фотографии по каждому из регионов смотрите ниже, под статьёй (в галерее).

Испанский костюм в наши дни

  • Белоснежная блузка из летящих тканей с кружевным воротником и ажурным жабо. Ошибочно примерять мужскую рубашку, выглядящую слишком консервативно.
  • Корсет подчеркнет изгибы фигуры, выделит талию. Его выпускают на шнуровке или шьют по аналогии с жилетом.
  • Расклешенная от бедра юбка в пол. Пригодятся для пошива не только яркие ткани с пестрыми узорами, советуют примерить платье в темных тонах.
  • Нюдовый сарафан с крупным флористическим узором – воплощение нежности. Образ дополняют широкополой шляпой.
  • Однотонные расклешенные брюки темного цвета.
  • Для вечернего выхода рекомендуют примерить алое длинное платье с многослойной юбкой, обшитой рюшами.

Автор статьи:

Похожие публикации

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий