Пища и одежда калмыков

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

Характер

От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе. Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана

Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул

Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка. Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  2. Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

Калмыцкие головные уборы

06.02.2011 23:19

В 1437 году ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ, согласно которому его народ, чтобы отличаться от монголов, должен был использовать в головном уборе красную кисть (улан зала), означавшую солнце и исходящие от него лучи.

Отсюда и пошло название – улан залата хальмгуд. Головной убор всегда считался у калмыков символом свободы и ценился превыше всего. Его нельзя было класть у ног, наступать на него, перешагивать через него, дарить кому-либо. Шапки шили в особые дни, посоветовавшись с зурхачи. После этого очищали ее огнем и произносили различные йорялы (благопожелания):  Өмсн махла өлзәтә болж  ууняс үлү сәәхн олн хувц өмсж Ут наста болтха!

Описание шапок находим в «Путешествии по разным провинциям российской империи в 1768 – 1769 гг.». Торгуты носили зимой и летом небольшие круглые шапки с опушкой, а зюнгары – войлочные шляпы, макушки которых украшала красная кисточка. Головной убор хошеутовских калмыков с околышем из черных мерлушек назывался хазык махла (киргизская шапка) или тоорцыг махла. Нижняя его часть была совершенно круглая, а верх – четырехугольный. Верхушка обычно изготавливалась из какого-нибудь яркого, но не желтого сукна, и обшивалась позументом или цветным шнуром. По центру размещалась красная кисть.

Женские головные уборы были двух видов – для замужних и для пожилых. При этом они подразделялись на повседневные и праздничные. Обычно женщины носили невысокую продолговатую (наподобие пилотки) шапочку, которая называлась «камчатка». Несколько вариантов этого головного убора можно увидеть в экспозициях Национального музея РК. «Камчатки» шились из черного бархата и украшались орнаментом и мягким бисером. Сверху пришивался пышный гребешок, изготовленный из красных шелковых ниток. Молодые женщины носили также шапки круглой формы из бархата. Эти головные уборы назывались «джатаг».

«Джатаг» украшен золотым шитьем и вышит рельефной гладью. Самый же обычный головной убор, который носили калмыцкие женщины, – тамша – круглая плисовая шапочка с оторочкой: околыш черный, верхушка желтая с пунцовой кистью.

Праздничные шапки шились из дорогого меха, соболя, выдры, бобра. Жены калмыцких нойонов и зайсангов (князей) носили роскошно убранные шапки: бюслячи, с краями, обрамленными соболиным или норковым мехом, верх обтянут китайской парчой, гребешок – из ярко-красных шелковых ниток.

«Женский пол весьма бережет свои волосы», – написано в «Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса» составителя Т. Небольсина. Раньше, когда девушка-калмычка выходила замуж, косу ее разделяли на две части, заплетая каждую отдельно, затем надевали на них бархатные чехлы – шиверлык, а на концах вешали подвески – токуги (для отпугивания шулмусов – чертей). Шиверлык надевали для того, чтобы во время работы (доения коров, приготовления еды и т.д.) волосы не мешали женщине, не падали в молоко и пищу. Чехлы-шиверлыки встречаются в национальных костюмах монголов 19 века, например, у урянхаек, баиток, дербеток, меркиток. У Г. Потанина и Бичурина, П. Козлова встречается упоминание о старинном монгольском обычае – ношении двух кос в чехлах, так называемого үснә-hадр.

Калмыцкий головной убор. Халмаг, шиверликиБолее изящными были женские головные уборы – халмаг, которые носили по праздникам, надевали на свадьбы. Они отличались красивой отделкой, разнообразием узоров и орнаментов. На левой стороне вышивался орнамент копыта жеребенка, а на правой – узоры из цветов и листьев. Сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток. Пожилые женщины носили бюслячи и хаджилгу. У хаджилги края были крупные, вверху – четырехугольники, высокая передняя часть. Верх шапки обтягивали черным сукном.

Мужчины же носили круглые шапки из каракулевой смушки, по краю верха пришивалась полоска из меха. Юноши – черные каракулевые шапки «хуурсха махла». Пастухи ходили зимой в шапках-ушанках.

Для калмыцких священнослужителей (конец 19в.) шились особые шапки. Летняя – тоорцык – круглая, с желтым верхом, изготавливалась из красного материала без вышивок. Такие головные уборы обычно носили пожилые священнослужители.

Бадма-махла – шапка для торжественных случаев, например, встречи с важными особами, по форме напоминает епископскую митру.

Эллина Укурчинова, научный сотрудник Национального музея РК.

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

Калмыки кочевники в Европе

21.10.2009 23:07

Национальное своеобразие традиционной культуры калмыков обусловлено их тесными контактами с тюркскими и тунгусо-манчжурскими племенами в ойратский период (до XVI в.), а в дальнейшем – этнокультурными связями с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой. Климат и ландшафт Нижнего Поволжья явились оптимальными для продолжения и развития древних скотоводческих традиций калмыков. Они разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов.

Домашний быт

Поселения калмыков «хотоны» носили временный характер и состояли из нескольких расположенных по кругу кибиток – аналогов монгольских войлочных юрт. Внутреннее пространство кибитки разделялось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины (если стоять в кибитке лицом к входу). В центре жилища располагался очаг, напротив входа – почетное место для гостей и кровать хозяев, а слева от изголовья – домашний буддийский алтарь.

Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Вся мебель и утварь – кадки для кумыса (кобыльего молока), блюда, чашки, ковши – изготавливались из дерева. Будучи скотоводами, калмыки издавна умели выделывать кожу, катать войлок, который шел на изготовление покрышек для кибитки, ковров, попон для лошадей и верблюдов. Исконно женскими занятиями были прядение, ткачество, сучение шерстяных ниток, изготовление и декорирование одежды.

Национальный костюм

Национальный калмыцкий костюм испытал сильное влияние народов Северного Кавказа. Мужской костюм состоял из короткого кафтана («бюшмюд» – аналог черкески), манишки, шаровар, которые заправляли в мягкие кожаные сапоги, пришедшие на смену монгольским – с загнутыми носками. Основным украшением мужского костюма являлись наборные серебряные пояса «бусе» Костюм девушки во многом походил на мужской. Женский костюм в большей степени сохранил древние монгольские черты. Его основу составляли длинное закрытое платье, пришедшее на смену традиционному халату, и распашная безрукавка. Калмыцких головных уборов насчитывалось до 20 видов.

Парадная одежда надевалась только по праздникам.

{vsig}foto{/vsig}

На фото: 1. Сосуды для чая конец XIX в. 2. Праздничный женский костюм 3. Парадная композиция в виде стилизованного изображения буддийского алтаря с центральной фигурой Ушнишавиджаи. 4.Чаепитие в степи. Калмыки. Донская обл., Сальский р-н. Конец XIX в. 5. Женщина у кибитки. 6.Участники праздника «Джангариада». Республика Калмыкия, г. Элиста. 1999 г.

Свадьба

Обязательным элементом свадебного обряда являлся визит жениха к родителям невесты с подношением дорогих угощений и подарков-символов: белого платка с завязанными в нем монетами – знака будущего единства двух семей – или кожаного сосуда с кумысом – знака благодарности родителям девушки. Главным этапом свадьбы был увоз невесты и свадебный пир. На стол подавали вареную баранину, печенье («боорцг»), разновидность пельменей («берг»), обязательно кумыс, молочную водку, традиционный калмыцкий чай с добавлением молока, соли, масла и мускатного ореха. Праздник наступления весны

С глубокой древности у калмыков сохранились праздник наступления весны Цаган Сар («белый» или «счастливый» месяц). Цаган – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы.Возрождение национального самосознания

Национальное самосознание

В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы. Уже несколько лет с успехом проводится праздник «Джангариада» (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий