Казахский народный костюм

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Женская одежда

К национальной одежде казахских женщин относятся национальное платье, кимешек (женский головной убор с вышитым узором), жаулык (убор замужней женщины-казашки), , , камзол, нагрудники, .

Одежда, предназначенная для девушек, невест, женщин среднего и пожилого возраста, по виду и украшениям подразделяется на четыре группы. Для девушек приталенная одежда шилась с воротником и рукавами, передний борт отделывался вышивкой. Для женщин пожилого возраста шили свободные платья без застёжек. По головному убору и чапану можно было определить принадлежность человека к . Мужские и женские головные уборы отличаются своеобразием. Традиционный мужской головной убор — колпак с древних времен шьётся из тонкой белой кошмы. Остроконечный колпак из белого фетра называется «ак калпак», с разрезами на полях и плоской верхушкой — «айыр калпак». Весной и осенью казахи носили головные уборы высокой овальной формы (), края которых обязательно обделывали из шкурой зверей. Зимой носили -. Образцы тымаков встречаются по регионам Семиречья и . Головные уборы девушек обшивались ожерельем, украшались пушистыми перьями филина, павлина или серой цапли. Женские головные уборы, окаймлённые бобровыми и куньими шкурами, называются «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшенные жемчугом, — «калмар-жан борик». Лёгкие головные уборы, сшитые из вельвета или парчи, украшенные перьями филина или драгоценными камнями, называются «». Головной убор невесты, , отличается высокой и конусовидной формой, украшался золотыми и серебряными монетами, жемчугом и различными ожерельями. Молодые роженицы носили специальный головной убор из белой материи — кимешек.

Обувь и аксессуары

В казахской одежде особое место занимает обувь: сапоги на высоких каблуках, с продольным разрезом в голенищах, расшитые полосками кожи зелёного цвета, сапоги с войлочными чулками, с мягкой подошвой, остроносые, а также стеганые войлочные сапоги, ичиги, шокай (). Благодаря торговым отношениям с с Китаем была возможность привозить для пошива дорогие шёлковые и хлопчатобумажные ткани, использовались также дешёвые ткани, которые с начала XVIII века выпускали русские фабрики. Тонкие платья с оборками и рюшами шили из , белой ткани, , , , льна.

Обязательной частью казахской одежды были пояса, сделанные из бархата, шерсти, шёлка, из прочной дублёной кожи. Кожаные ремни украшались орнаментами, крепились металлическими бляшками с драгоценными камнями, навешенными мешочками, карманами для кремня и так далее. Такие ремни называются «кисе». Молодые парни украшали пояса цепями, разношерстными украшениями. Широкие женские пояса были сшиты из шелка и бархата. Их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Казахский национальный костюм на протяжении веков изменялся в соответствии с климатическими особенностями и кочевым образом жизни казахов. На формирование национальной одежды повлияли хозяйственные и культурные связи с соседними государствами.

Материалы

Одежду шили из шерстяных, шёлковых материалов, , шкур животных. Казахи особо ценили дорогие шкурки куницы, енота, крота, а также жеребячьи, собольи, тигровые шкуры. Подкладками для шуб выбирали ценные дорогие шкуры, называемые «ичик». Снаружи ичики покрывали тканями из дорогих материалов: атласа, шелка, бархата, парчи, велюра, вельвета и т. д. Для украшения меховых шуб пришивали отложные воротники.

Существовало несколько разновидностей чапанов:

  • для холодного времени шили с подкладкой из свалянной верблюжьей или овечьей шерсти — купи;
  • лёгкую верхнюю безрукавку из верблюжьей шерсти — чекмень;
  • мужская одежда из войлока с различными украшениями;
  • чапаны с теплыми подкладами, стеганные, расклешенные, отороченные мехом.

Широко распространены обработанные дублёнки, шубы, снаружи покрытые дорогой тканью и покрашенные (желто-красной краской, изготовленной из листьев берёзы, сосны, , для окрашивания кожи применяли корень ). Толстыми, длинными иголками надстрочными и крестообразными стежками шили каптама тон (теплую зимнюю одежду поверх пальто), подол которой обшивали оторочкой. Многие шубы шились лицевой стороной из жеребячьих и козлиных шкур. Брюки шили из бархата, плюша, вельвета, пушка, сатина, красного шелка, парчи.

Литература

Из КНЭ:

  • Захарова И,В., Ходжаева Г. Д., Казахская национальная одежда, А., 1964.
  • История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк), А., 1994.

Хале́л Аргынба́евич Аргынба́ев (каз. Халел Арғынбайұлы Арғынбаев, 1924—1998) — советский и казахский этнограф, археолог; доктор исторических наук (1977), профессор (1982); с 1976 по 1989 годы возглавлял Отдел этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР.

Автор ряда научно-популярных монографий, впервые подробно освещавших бытовую и хозяйственную культуру народов Казахстана. Писал, в основном, на казахском языке. Активный участник проекта АН СССР «Историко-этнографический Атлас Средней Азии и Казахстана» (1955—1990). В первые годы независимости Аргынбаев был уже пожилым человеком — представителем этнологов «старой советской школы», отличавшихся высоким уровнем квалификации, его уход стал «серьёзной потерей как для отдела этнологии, так и для этнографической науки Казахстана в целом».

Жаргак — историческая зимняя одежда у казахов, изготовленная из шкур шерстью наружу, иногда на матерчатой подкладке. Практически перестала использоваться уже к 1850-1860-м годам. В зависимости от материала различались несколько типов, в том числе «такыр жаргак» из замши жёлтого и оранжевого цвета и «кулын жаргак» из шкур жеребят, предпочтительно чёрных.

П. С. Паллас отмечал использование бедняками летних сайгачьих шкур. При шитье гриву располагали вдоль рукавов и спины, а также использовали для обшлагов.

Жаргаком называлась также шкура, выделанная для изготовления одежды.

Казахская государственная филармония имени Джамбула — алма-атинское творческое объединение, созданное 14 января 1935 года Постановлением Совета Народных Комиссаров КазССР по указу наркома просвещения Луначарского. Изначально было организовано казахским музыковедом Ахметом Жубановым как краевая художественно-концертная организация. С 1938 года носит имя известного казахского акына Джамбула Джабаева.

Петропа́вловск (каз. Петропавл ) — город на севере Казахстана, административный центр Северо-Казахстанской области.

Самый северный областной центр Казахстана, находится в Северном Казахстане в 40 км к югу от границы с Россией и в 428 км к северу от столицы Нур-Султана, в 278 км к западу от Омска и в 273 км к юго-востоку от Кургана. Численность населения Петропавловска на 1 января 2019 года — 218 956 человек. Город занимает площадь 224,91 км2.

Николай Владимирович Цивчинский (13 декабря 1905, Петербург — 24 февраля 1985, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — советский художник монументального и декоративно-прикладного искусства, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1947).

Казахские национальные платья в современном стиле

Не секрет, что сейчас казахстанцы, по сравнению с европейцами, выглядят более стильно. Это происходит благодаря сознательному выбору в пользу строгости и классики в одежде, ведь мода на такую одежду никогда не пропадает. Казахстанская молодежь владеет чувством стиля и следит за тенденциями модной индустрии. Национальный колорит и современный стиль легко сочетаются в любой одежде, будь то футболка и штаны, праздничный костюм или вечернее платье.

 

Современный казахский национальный костюм

Во все времена казахский национальный костюм отображал особенности жизни народа и его традиции. Именно с помощью одежды можно определить принадлежность к тому или иному народу, а в современном мире это еще и дополнение к созданию совершенного этнообраза.

Казахстанский национальный костюм невозможно перепутать с другими этническими костюмами:

  • Мужской и женский вариант костюма шили с запàхом на левый край, прямого кроя.
  • Женский наряд обильно украшали бахромой и вышивкой гладью.
  • На голову надевали большие шапки, которые декорировали перьями, мехом, вышивкой, драгоценными камнями.
  • Повседневную одежду, в отличие от праздничной, украшали скромнее и шили из более практичных тканей.
  • Женский казахский костюм отличался от мужского наличием юбки с распахом на две стороны. Мужской вариант включал объемные шаровары.
  • Предпочтение отдавали всем оттенкам красного, синего, зеленого и золотого.

Современные платья с казахским орнаментом

Известно более 230 видов казахского орнамента. Именно с помощью рисунка предки современных казахов передавали информацию о животном или растительном мире, о своем видении природы. Существуют орнаменты, предназначенные только для повседневной одежды, ковров или посуды. Конечно, современный национальный костюм отличается от изначального вида платья. Оригинальный вариант был не таким ярким и имел меньшее количество украшений. Только зажиточные люди могли позволить себе разнообразные ткани и украшения из драгоценных металлов или камней. Существует предположение, что длинные рукава чапана демонстрировали богатство семьи девушки и указывали на ее свободный статус.Казахские национальные узоры становятся все более популярными. Для того чтобы быть в тренде, не обязательно надевать национальный костюм. Тем более что дизайнеры делают все  необходимое с целью удовлетворить запросы отечественных модниц.

Казахские свадебные платья в современном стиле

Для пошива национального казахского свадебного платья использовали дорогие ткани, такие как органза, шелк, атлас или тафта. Платье оформляли золотыми лентами, вышивкой из бисера и национальным орнаментом. Традиционно свадебное платье шили из ткани синего или красного цвета, допускалось использование белого, бежевого или розового.

Обязательный атрибут свадебного наряда — саукеле — один из древних головных уборов. На его создание уходил не один месяц. Украшали саукеле драгоценными камнями, бисером, кораллами, использовали золотые вставки и жемчуг. Как и все украшения девичьей жизни, саукеле носили только в течение первого года после замужества. Поверх платья невеста надевала красивый камзол. Нынешние невесты все чаще выбирают для свадебного обряда казахские национальные платья в современном стиле. Таким платьем можно не только подчеркнуть свою индивидуальность, но и выразить дань уважения предкам.

Вечерние платья с казахским орнаментом

Этнические мотивы находятся на пике популярности и широко используются на свадьбах, днях рождения или вечеринках. Наденьте платье с национальным казахским орнаментом — и вы будете в центре внимания. Разве можно не заметить такую красоту?!

Казахские платья в современном стиле

Казахские национальные современные платья — это симбиоз старины и современной моды. За популярность этнической одежды можно сказать спасибо движению хиппи. Благодаря им мы имеем четкое представление о том, какой должна быть этническая одежда. Даже те, кто равнодушен к стилю хиппи, стали обогащать внешний облик национальными атрибутами: расписными платками, украшениями или цветастыми юбками. Некоторые известные в мире дизайнеры для создания своих коллекций не раз искали вдохновение в культурных традициях Казахстана.

Если вы тоже любите вещи с национальной тематикой — выбирайте современные футболки, плащи или платья с национальными мотивами и украшениями, как это делают казахстанские звезды.


 
https://www.nur.kz/1552419-kazakhskie-nacionalnye-platya-v-sovr.html

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий