Одежда и украшения Кыргызов

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Мужской костюм

Мужской
комплект национального костюма Кыргызстана, 
в свою очередь тоже включал обязательные
элементы.

«Кементай» – распашной войлочный халат,
который подпоясывали кожаным ремнем
или кушаком, эта одежда – непременный
атрибут скотоводов, отлично защищавший
от дождя и ветра. Белые – особо ценные,
войлочные халаты, могли себе позволить
только очень зажиточные крестьяне.

«Джаргакшым» – широкие кожаные или замшевые
штаны, основным украшением которых служила
шелковая вышивка.

Сапоги кожаные или войлочные 
с загнутыми носками и головной
убор – «калпак».

«Калпак» представлял собой шапку, сшитую из
4 клиньев, расширявшихся к низу, боковые
швы которого были прошиты не до конца,
что позволяло поднимать и опускать поля,
защищая глаза от солнца. Верх «калпака»
украшался кисточкой.

Эти головные уборы были весьма разнообразны
по покрою и использованию материалов.
Так «калпаки» знати делались с высокой тульей, а
поля подшивались черным бархатом. Для
подшива полей у «калпаков» подешевле
использовали черный сатин, в изготовлении
детских, применяли красный бархат.

Данный вид мужского головного 
убора до сих пор очень популярен 
в Кыргызстане.

«Малахай» – особый вид зимнего головного убора,
отличительной особенностью которого
является удлиненная затылочная часть,
соединенная с длинными наушниками. Изготавливался
он из меха лисы, молодого барана или оленя,
а сверху покрывался тканью.

Позже «малахаями» стали называть широкие халаты без
пояса.

«Тебетей» – еще один непременный атрибут
мужского костюма – зимний головной убор,
который имеет плоскую четырехклинную
тулью, шьется из бархата или сукна и отделывается
мехом лисы, куницы или черного барашка.

«Кызыл тебетей»- эту шапку возлагали на голову при
возведении на ханство.

В старину существовал обычай, если
гонца посылали с донесением, то
его «пропуском» служил «тебетей»
пославшего.

Так же мужской национальный костюм включал
в себя широкую туникообразную рубаху
со стоячим воротником, нагольный овчинный
тулуп – «тон» и стеганый «чапан». 
«Чапан»
– длинная верхняя одежда типа
халата. Шьют «чапан» на вате или верблюжьей шерсти, для
подклада применяя ситец, а сверху покрывают
бархатом, сукном или вельветом. В старину
существовали «чапаны» для женщин и мужчин,
сегодня их носят только пожилые люди.

В
XX веке национальный кыргызский костюм стал
приобретать европейские черты, традиционными
оставались лишь некоторые виды верхней
одежды для мужчин и женщин, да головные
уборы.

Сегодня
национальный костюм сохраняется как праздничный, обрядовый
или театральный, правда в глубинке еще
можно увидеть пожилых людей одетых с
использованием элементов национального
костюма, в их быту до сих пор широкое применение
находят традиционные головные уборы.

Этноним

Автоэтнонимом, то есть самоназванием киргизского народа является «кыргыз». В русском языке по правилам русской орфоэпии, принятым в Российской Федерации, используется вариант «киргиз», хотя для передачи этнонима «енисейские кыргызы» (общеизвестные предки хакасов, сибирских татар, теленгитов, алтайцев и киргизов) российской историографией допускается исключение. Киргизы являются единственным тюркским народом, сохранивший свое древнее самоназвание. Население Енисея (Минусинской котловины) именовалось в арабских и персидских источниках «хархыз», «хырхыр», а в китайских — «сяцзясы», «гекун», в древнетюркских, уйгурских и согдийских текстах — «кыргыз». Существуют различные теории происхождения этнонима «кыргыз». По одной из наиболее распространённых версий, этноним «кыргыз» означает «сорок» (общетюрк. «кырк») и относится к сорока племенам, которые объединил Манас, герой одноименного киргизского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы», guryyz или от слова «орёл». Есть также версия происхождения этнонима от различных морфем образованных от глагола «истреблять» (общетюрк. «кыру»).

Русские в XVIII — начале XX века называли киргизами также казахов в форме «киргиз-кайсаки», «киргиз-касаки», а также «киргизы» или «киргизцы», то есть не делая разделения между казахами и собственно киргизами. Собственно киргизов именовали «Алат киргизы» или «Алатай-киргиз» (кирг. Ала-Тоо/каз. Алатау), “буруты, «белые буруты» или «киргиз-калмыки» (от джунгар), «кыркюзы», «коренные киргизы», «кара киргизы» (истинные киргизы), «горные киргизы», «дикокаменные киргизы». Носителями этнонима «кыргыз» в указанные времена были и так называемые енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы, алтырцы, алтысарцы и другие, в наше время их потомки известны под именем хакасы).

Культура

Основная статья: Манас

Манасчы

Основу фольклора составляет трилогия эпоса «Манас»: «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» вмещает в себя более полумиллиона строк, внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный в мире эпос и охраняется ЮНЕСКО как достояние человечества. Эпос описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований. Известные сказители «манасчы»: Саякбай Каралаев, Сагымбай Орозбаков, Жусуп Мамай и др. Существуют также и малые эпосы, и «дастаны», как «Эр-Тоштук», «Жаныш-Байыш», «Кожожаш», «Жаныл-Мырза», «Олжобай менен Кишимжан», «Сарынжы-Бокой», «Курманбек», «Кенен», «Алымсарык», «Кулансарык» и многие др. Также популярны сказители — акыны. Самые известные: Арстанбек Буйлаш уулу, Токтогул Сатылганов, Женижок Коко уулу, Барпы Алыкулов, Осмонкул Болобалаев, Калык Акиев, Алымкул Усенбаев, Эстебес Турсуналиев, Тууганбай Абдиев, Ашыралы Айталиев, Замирбек Усенбаев. Киргизы устраивают так называемые конкурсы между девушками и парнями — «Сармерден» и акынами — «Айтыш». Айтыш — это конкурс, в котором принимают участие акыны, импровизирующие на комузе. Народную музыку киргизы разделяют на песни и кю. К кю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов. Наиболее популярным музыкальным инструментом является трехструнный щипковый комуз. Популярны двухструнный смычковый кыяк и язычковый металлический варган — темир ооз комуз и деревянный — жыгач ооз комуз. Киргизский фольклор, помимо обрядовой поэзии и лирического жанра, представлен нравоучительной устной поэзией, пословицами и поговорками, загадками и сказками, мифами и легендами.

Булат Минжилкиев, бюст в Мариинском театре

Большое место в киргизской культуре занимает национальный балет и опера. Известными на весь мир представителями балета являются Бюбюсара Бейшеналиева, Чолпонбек Базарбаев, Уран Сарбагышев, Рейна Чокоева, Айсулуу Токомбаева. Оперные певцы, которые выступали на знаменитых мировых сценах принесли большую славу Киргизии, они: Хусеин Мухтаров, Эсенбубу Молдокулова, Сайра Кийизбаева, Булат Минжилкиев, Кайылгуль Сартбаева, Анвар Куттубаева, Абдылас Малдыбаев, Эсен Нурманбетова, Токтоналы Сейталиев, Дарика Жалгасынова и др. Знаменитые композиторы: Абдылас Малдыбаев, Владимир Фере, Владимир Власов, Перт Шубин, Калый Молдобасанов, Асанхан Джумахматов, Насыр Давлесов и др.

Одними из основателей национальной литературы считаются Аалы Токомбаев, Джоомарт Боконбаев, Алыкул Осмонов. Современная литература представлена произведениями таких писателей как Шербото Токомбаев, Мар Байджиев. Широкую известность получил лауреат Ленинской премии, киргизский писатель Чингиз Айтматов. Его произведения повлияли на киргизский кинематограф. Знаменитые кинорежиссёры: Толомуш Океев, Геннадий Базаров, Динара Асанова, Болот Шамшиев, Дооронбек Садырбаев, Мелис Убукеев, Нуртай Борбиев и др. Знаменитые актеры: Суйменкул Чокморов, Муратбек Рыскулов, Бакен Кыдыкеева, Болот Бейшеналиев, Таттыбубу Турсунбаева, Советбек Жумадылов, Сабира Кумушалиева, Сатыбалды и Мираида Далбаевы, Дооронбек Садырбаев, Жамал Сейдахматова и др.
Секретаритом ООН 2003 год был объявлен международным годом киргизской государственности.

Татарский колпакправить править код

Колпак (тат. калфак) – женский головной убор. В традиционном татарском костюме колпаки по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары». В группе женских головных уборов выделяется богато украшенный праздничный тат. калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. тат. Калфак надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок.

Киргизский колпакправить править код

В Кыргызстане традиционному колпаку, красящемуся в белый цвет, уделяется большое внимание. В честь колпака в 2011 году был учреждён День колпака, который ежегодно отмечается 5 марта

Колпак является не только атрибутом праздничного костюма, но и практичным повседневный головным убором. Благодаря полям он защищает от солнца в жару и от дождя в плохую погоду. Колпак более популярен в сельской местности, так как там одеваются более традиционно. Колпак часто служит подарком для мужчин. Мужская парадная форма официальных делегаций и спортивных команд, представляющих Кыргызстан на международных мероприятиях и соревнованиях обязательно включает в себя белый колпак.

Семья и брак код

Традиционная семья носит патриархальный характер. Если в семье несколько сыновей то младший сын женившись остается с родителями в родительском доме, родительский дом по наследству достается ему. По традиции каждый киргиз должен знать имена дедов и прадедов по мужской линии до седьмого колена — «Жети ата» (Семь отцов). Дочь выйдя замуж становится практически членом семьи мужа. Её дети будут принадлежать роду мужа. Непосредственно перед свадьбой семья невесты устраивает той (пир) «Кыз узатуу» — «Проводы дочери».

Неоднозначную оценку в киргизском обществе получила практика «похищения невест», противоречащая уголовному законодательству и социальным устоям. Оценки масштаба этого явления разнятся, по некоторым данным примерно каждый пятый брак в Киргизии заключается подобным образом.

Примечания

  1. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. редактор Ю. В. Бромлей. М., Советская энциклопедия. 1988. Статья «Киргизы», стр. 216
  2. Петров Е. И. Очерк происхождения киргизского народа. — Фрунзе, 1963. — С. 47-95, 130—145.
  3. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 50–51. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  4. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения 16 октября 2019.
  5. Pulleyblank 1990, p.108.
  6. Баскаков, 1964, с. 93
  7. Зуев Ю. А. Кыргызы-буруты. // Советская этнография., 1970. — № 4 — С. 74-85
  8. . russian.china.org.cn. Дата обращения 19 июня 2018.
  9. . www.literatura.kg. Дата обращения 19 июня 2018.

Родоплеменная структура код

Основная статья: Киргизские роды

«Перекочёвка киргизов» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина

«Киргизские кибитки на реке Чу» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина

«Киргизские палатки» или юрты. 1914

Киргизы Китая изображены на плакате возле мечети Нюцзе в Пекине. (Четвертые слева между дунсян и дун).

У киргизов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом тянь-шаньских киргизов согласно санжыре считается Долон бий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние (центральные) киргизы — «ичкилики»).

  • Правое крыло
    • ветвь Тагай (племена Сарыбагыш, Бугу, Солто, Карачоро, Саяк, Чегиртке, Жедигер, Черик, Азык, Багыш, Дөөлөс, Конурат.
    • ветвь Адигине (Баарын, Жолжакшы, Бёрю, Баргы, Сарттар);
    • Моңолдор
    • ветвь Карабагыш;
    • ветвь Муңгуш;
  • Левое крыло:
    • Кушчу (Кутчу),
    • Саруу,
    • Мундуз,
    • Кытай,
    • Басыз,
    • Чоңбагыш,
    • Жетиген.
  • Группа Ичкилик:
    • Тёлёс,
    • Кыдырша,
    • Каңды,
    • Кесек,
    • Авагат (ават),
    • Жоокесек,
    • Бостон,
    • Найман,
    • Оргу
    • Нойгут,
    • Теит,
    • Кыпчак.

Колпак у народов Европыправить править код

Колпаки (нем. mütze, фр. bonnet) были распространены у народов Центральной, Северной и Западной Европы, в особенности у небогатых горожан и на селе. Часто колпак надевался под шляпу[неавторитетный источник?]. Колпаки чаще всего были белыми, но могли краситься в красный цвет или в полоску. Вдовцы могли заказывать себе чёрные колпаки[неавторитетный источник?]. У эстонцев колпаки (эст. tuttmüts, tutimüts), вязавшиеся из шерсти, были белого цвета, но вышивались красными нитями. На островах Сааремаа, Рухну и Вормси колпаки носили и женщины. На двух последних островах траурные колпаки, помимо чёрного, могли быть синего цвета. Колпак как часть немецкого народного костюма стал непременным атрибутом Немецкого Михеля (нем. Deutsche Michel), персонажа, олицетворяющего немецкий народ. Также красный колпак является непременным атрибутом гномов и их скандинавских аналогов — ниссе.

У моряков и рыбаков некоторых стран (в Италии и Скандинавии) колпак был частью формы, в Сардинии и на Сицилии такой колпак назывался берритта (итал. и сиц. berritta), в Каталонии — барретина (кат. baretina), а в Калабрии — барритта (итал. barritta).

У русских существовала шапка мурмолка, по форме напоминавшая колпак. Конусообразный или плоский верх шился из ткани, околыш имел меховую опушку. В XIX веке мурмолку носили лишь крестьяне, однако славянофилы «вернули» её в высший свет.

Национальные игрыправить править код

Среди киргизов популярны единоборства и конные игры. Национальными видами игр являются борьба «курёш» и «алыш», скачки на иноходцах «джорго салыш», конная игра «улак тартыш», подбор монет с земли на скаку «тыйын энмей», «кыз куумай», единоборство всадников «оодарыш», «аркан тартмай», логическая игра «тогуз коргоол», «топ таш», «джамбы атмай», «ордо», «ак чёлмёк» и др. Игра тогуз коргоол представляет собой интеллектуальную игру, состоящую из овальной деревянной доски с девятью углублениями и мелких арчевых шариков. При этом каждый игрок должен переложить шарики из одного углубления в другие, производя при этом сложные вычисления. Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных конных игр служит борьба за тушу козла «Улак-тартыш» (Кок-бору).

По сей день киргизы разводят коней. В киргизском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребёнка и до конца жизни животного. Конь был символом благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива. Особенно ценятся иноходцы — джорго. Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник меньше утомляется в дороге.

Киргизия предложила провести Всемирные игры кочевников (ВИК) и нашла в этом поддержку на саммите тюркоязычных стран. ВИК проводятся в Киргизии.

Также у киргизов популярны показательные игры с ловчими птицами и гончими псами «салбуурун».

Происхождение

Предки киргизов — енисейские кыргызы — были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов, издревле обитающих на территории Южной Сибири в верховьях Енисея. динлинов с другими центральноазиатскими племенами. В III веке до н. э., в 201 году в китайской исторической летописи «Ши цзи» историка Сыма Цяня впервые упоминается о существовании владения «Кыргыз», находившееся в Восточном Тянь-Шане, в районе хребта Боро-Хоро. Империя Хуннов образовалась в 209 г. до н. э., предположительно «Владение Кыргыз» возникло примерно в это же время, чуть раньше или позже. Исходя из этого, В. В. Бартольд назвал енисейских кыргызов одним из древнейших народов Центральной Азии. Позже в VI веке н. э. племена енисейских кыргызов осели в долине реки Енисей, и объединившись образовали Кыргызский каганат, известный в Китае под названием «Хагяс» (то есть «Хакас»). Столицей каганата был большой город на реке Уйбат — Кемжикет. Одним из известных правителей является Барсбек каган с титулом Ынанчу Алп Бильге. В 840 году Кыргызский каганат уничтожил Уйгурский каганат, распространил свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, енисейские кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием».
Одна из групп енисейских кыргызов в составе кимаков переселилась значительно южнее Иртыша, где создала государство

После возникновения Монгольской империи енисейские кыргызы Южной Сибири были поглощены ею, однако во время распада монгольских государств часть енисейских кыргызов мигрировала на Тянь-Шань, на территорию современной Киргизии, но часть из них осталась на прежних территориях, где от них впоследствии произошли современные хакасы (от китайского хягас), алтайцы, шорцы и т. д.

Во второй половине XV века — XVI веке киргизы заняли территории Тянь-Шаня и Памиро-Алая, где окончательно обрели свой нынешний этнический облик.

Генофонд киргизов

Процентный состав Y-гаплогрупп на основе работы Зерджала 2002 Гаплогруппа R1a — 63,4 %, Гаплогруппа С2b — 12,2 %, Гаплогруппа С2c — 7,3 %, Гаплогруппа Q — 4,9 % Гаплогруппа R1b — 4,9 %, Гаплогруппа J1 — 4,9 %, Гаплогруппа J2 — 4,9 % Гаплогруппа G — 2,4 % Гаплогруппа I 2,4 %, Гаплогруппа N3 — 2,4 %, Гаплогруппа K — 2,4 %.

Язык и расселение код

Основная статья: Киргизский язык

Киргиз около Мургаба на Памире

Язык — киргизский. Современный киргизский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе горно-алтайской (центрально-восточной) группы тюркских языков.

В период проживания предков киргизов в Южной Сибири (на Енисее и Алтае) они говорили на древнекыргызском (енисейско-кыргызском) языке, близкородственном к орхоно-енисейскому языку. После переселения предков киргизов на Тянь-Шань, их язык подвергся мощному воздействию со стороны соседних тюркских языков (кыпчакских, огузских, карлукских). К киргизско-кыпчакской подгруппе языков относятся киргизский язык, который состоит из северокиргизского, южнокиргизского диалектов, таласского говора, ферганско-кыпчакского языка. В южнокиргизском диалекте сохранилась много элементов древнекыргызского (енисейско-кыргызского) языка, но именно севернокиргизский стал основой литературного киргизского языка. Письменность до 1928 года в СССР и по настоящее время в Китае на основе арабского алфавита. С 1928 по 1940 годы для киргизов, проживавших в СССР, использовался латинский алфавит. С 1940 года была введена современная письменность на основе кириллицы.

Бо́льшая часть киргизов проживает на территории самой Киргизии. Самые крупные автохтонные группы киргизов находятся в Узбекистане, Китае (Кызылсу-Киргизский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), в Таджикистане (в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и Лахшском районе), в Казахстане. Кроме того, некоторое количество киргизов постоянно проживает в России, Турции, на Украине (на Украину ссылали при Сталине), Северном Афганистане.

За постсоветский период определённое количество киргизов эмигрировало за рубеж, главным образом в Россию.

Фредерик де Ханен (фр.) Киргизское ухаживание (ок. 1913)

Национальная одежда

Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников — это удобство, многофункциональность и натуральность материалов. Женский киргизский гардероб, так же как и мужской, состоит из нательной и верхней одежды. К нательным относятся платье — «кёйнёк» и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши — «жаргакшым», «кандагай», «шалбар». На груди женских рубах всегда имеется вышивка или надевается нагрудник — «онур», «жака», расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, велюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются «чепкен», «чапан», «кементай» (из белого войлока), «кемсел», «чыптама» (с короткими рукавами) и т. д.

Киргизы в традиционной одежде. 1862 г.

В холодное время года киргизы, как мужчины, так и женщины носят шубы и тулупы, сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками — «ичик», «тон». Уникальными элементами женской одежды является распашная юбка — «белдемчи», которую носили женщины в возрасте и «элечек» — хлопчатый тюрбан, закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин. Головной убор «элечек» обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорожденного ребёнка; в случае если умирал человек во время кочевки или вдали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего. Самым известным мужским головным убором киргизов является войлочная шляпа — «калпак». Он бывает с разрезами отворотов по бокам («Бакай-калпак»), спереди или с цельными отворотами, их украшают узорами, бархатными вставками и кисточками. В зависимости от возраста, социального положения и должности джигита отличался цвет отворотов «калпака». Кроме того существуют такие виды головных уборов как лёгкая войлочная шапочка «топу», а также меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка — «тебетей». У девушек данные головные уборы украшаются пышным султаном из перьев птиц (в частности, сов (кирг. үкү) и журавлей (кирг. каркыра)). Пояс является важным атрибутом киргизской национальной одежды, делается на основе крепкой кожи и покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями — «кемер», «кур». Согласно традициям, если человек сильно обидев кого-то осознает свою вину, то он должен просить прощение, повесив на свою шею пояс. После такого, человек должен был простить своего обидчика.

На ноги киргизы надевают мягкие кожаные сапоги с лёгкой подошвой — «ичиги» или «маасы». Древним видом мужской обуви были полусапожки «чокой» и «чарык», «пайчеки» из недублёной кожи.
Однако в последние десятилетия на место традиционному киргизскому костюму приходят европейские тенденции, люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде, но наряду с этим киргизские узоры и орнаменты как никогда актуальны в Киргизии и за её пределами.

  • Этногенез
  • Генетика
  • Этноним
  • Религия
  • Культура
  • Национальные игры
  • Язык и расселение
  • Семья и брак
  • Национальная одежда
  • Родоплеменная структура
  • См. также
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки

Башкирский колпакправить править код

Среди головных уборов башкир есть и колпак (башк. ҡалпаҡ). Носили его и мужчины, и женщины. Но мужские и женские колпаки различаются между собой формой, способом изготовления, ношения и материалом. Мужские колпаки изготавливались из войлока или соломы и были похожи на шляпы.

Женский колпак был схож с татарским калфаком, но отличался формой, размером и украшениями. Башкирские калфаки были более объемными. Носили их в основном незамужние девушки и под платком.

Прусский подданный, известный фотограф Карл Андреевич Фишер с 1878 г. проживал в Оренбургской губернии и создал огромную коллекцию фотографий местного населения. В 1912 году журнал «Вестник фотографий» пишет: «коллекция эта содержит около 1000 съемок башкир и киргизов от 5-летнего до старческого возраста и представляет большой этнографический и антропологический интерес. К. А. Фишер принес её в дар Московскому Политехническому музею, где она находится в распоряжении профессора Д. Н. Анучина». Среди фотографий есть и снимок, где изображена башкирка в колпаке — башк. ҡалпаҡ. Такой тип колпака носил название «артлы ҡалпаҡ», то есть колпак с задником.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий