Культура поведения

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Особенности

Влияние внешних и внутренних воздействий сказывается на культуре поведения в обществе. С одной стороны существуют такие требования нравственных правил, которые закреплены в определенных принципах и нормах. С другой стороны на человека влияют его личные качества, связанные с индивидуальным развитием. Культура поведения — это конечный результат процесса становления личности.

Особенность понятия заключается во взаимосвязи трех составляющих культуры:

общение закреплено на человечном отношении друг к другу. Нормами общения считаются вежливость, уважение, следование общепринятым формам приветствия, благодарности;
внешняя составляющая воздействует на эмоциональное состояние

Важно начинать формирование внешней культуры с прививания любви к чистоте, соблюдению правил личной гигиены;
бытовая часть заключается в удовлетворении потребностей. Они начинаются от приема пищи и заканчиваются эстетическими требованиями.

Нравственность и мораль

На первый взгляд может показаться, что это два тождественных понятия, однако между ними существует различие:

  1. Моралью является совокупность ценностей и норм, которая регулирует отношения.
  2. Нравственность — это выполнение собственных внутренних принципов.

Эти две категории долгое время являлись предметом изучения философов. Оба понятия относятся к одной науке – этике. Философские подходы в различии смысла показывают, что в действительности у двух категорий разные значения и задачи. Сущность морали заключается, в том, что она допускает или осуждает некоторые действия, напрямую зависит от общества. У каждой группы, выделяемой социумом, существует своя мораль.

Нравственность не может измениться и носит абсолютный характер. Может выражаться в любви к семье, осуждении дискриминации в разных проявлениях.

На основании мнения ученых можно сделать основные выводы, касающиеся сходства и различия рассматриваемых понятий:

  • нравственность отражает духовное развитие человека; мораль носит социальный характер;
  • нравственное развитие закрепляется внутри с раннего возраста, отличается единством правил;
  • мораль имеет конкретные для каждой группы особенности.

Профессиональная этика

Мораль и нравственность изучается этикой. Данная наука направлена на постижение не только истоков происхождения морали, но и на правила поведения людей. В процессе общения проявляется значение этой науки, так как совместная деятельность человека не может осуществляться отдельно от нравственности.

В этике выделяется отдельный перечень моральных норм, которые выражают отношение человека к профессиональным обязанностям, в том числе и к общению с коллегами. Эта совокупность норм носит название профессиональная этика.

Предметом профессиональной этики является следующее:

  • личные качества специалиста, требуемые для должного выполнения трудовых обязанностей;
  • взаимоотношения в коллективе между коллегами, между специалистами разных уровней по должности;
  • направления и способы обучения работников, влияющие на движение по карьерной лестнице.

Для некоторых профессий даже разработаны на правовом уровне правила этического поведения в виде кодексов, сводов требований. Такие меры необходимы в сферах, которые связаны с распоряжением жизнью и здоровьем людей и предполагают повышенную ответственность. Например, в образовании, здравоохранении.

В процессе работы люди оказываются в разных ситуациях, которые влияют на формирование типа поведения. Существуют некоторые моменты, относящиеся к характеристике рабочих отношений:

  • взаимодействия, которые возникают при пересечении интересов человека в коллективе;
  • отношение к трудовому процессу и к иным его участникам.

Каждая сфера деятельности имеет свои особенные черты и требования в области морали. В зависимости от вида компании, где человек работает, существует определенный вид профессиональной этики:

  • для врача;
  • для педагога;
  • актерская;
  • адвокатская;
  • этика психолога.

Особую роль в современном обществе играет экономическая этика, которая представляет собой нормы поведения, предъявляемые к модели ведения бизнеса, характеру отношений между участниками внутри данной сферы. К этому виду относятся также требования к ведению переговоров, использованию способов конкуренции, составлению документации.

Большое значение в процессе работы оказывает структура построения отношений между фирмами. В данном случае речь идет о деловом этикете, который и задает стиль рабочего процесса, манеру общения внутреннего и внешнего общения.

Непосредственно со всеми рассматриваемыми понятиями связана этика делового общения. Она может выражаться в непосредственном ежедневном контакте с коллегами, сотрудниками иных организаций, с начальством. Также она должна присутствовать во время деловой переписки или в телефонном разговоре.

Ученые выделили основные принципы, на которых держится деловой этикет:

пунктуальность. Дела, сделанные вовремя, показывают не только профессионализм, но и характеризуют индивидуальные особенности личности;

соблюдение коммерческой тайны или другие виды конфиденциальной информации. От соблюдения этого принципа зависит работа всей организации, ее репутация и развитие;

приветливость

Это требование важно не только для служебной этики, но и для всей жизнедеятельности;

проявление внимания к коллегам. Здесь имеется в виду способность выслушать другого человека, высказать свое мнение, понять другую точку зрения, прислушаться к критике;

внешний вид играет немалую роль для создания благоприятного имиджа компании и для самого человека;

грамотность

Правильная устная и письменная речь без содержания вульгарных выражений имеют важное значение для работы;

коллегиальность. Работая в коллективе, общий результат зависит от совместной работы всех сотрудников. Важно учитывать мнение коллектива в принятии решений, объединять совместные усилия для достижения развития организации. Коллегиальность соблюдается не только в рабочем процессе. Она отражается в принятии участия работников в важных жизненных событиях.

Каждый человек должен правильно и культурно вести себя в любом месте. О правилах поведения на работе можно узнть из видеоматериала.

Предварительный просмотр

Приложение 1

 Стихотворение “Перемена”.

Перемена! Перемена!-Заливается звонок.Первым Вова непременноВылетает за порог.Вылетает за порог –Семерых сбивает с ног.Неужели это Вова,Продремавший весь урок?Неужели это Вова Пять минут назад ни словаУ доски сказать не мог?Если он, то, несомненно,С ним большая перемена!Не угонишься за Вовой!Он, гляди, какой бедовый!Он за пять минут успел Переделать кучу дел:Он поставил три подножки(Ваське, Кольке и Серёжке),Прокатился кувырком,На перила сел верхом,Лихо шлёпнулся с перил,Подзатыльник получил,С ходу дал кому -то сдачи,Попросил списать задачи,-Словом, сделал всё, что мог,Ну, а тут опять звонок…Вова в класс плетётся снова.Бедный! Нет лица на нём! – Ничего, – вздыхает – Вова,-На уроке отдохнём!

Приложение 2

Тест

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

  1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
  2. Когда от меня требуют послушания, я …
  3. Когда меня просят не грубить, я …
  4. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …
  5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
  6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
  7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
  8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
  9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
  10. Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
  11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

Приложение 3

Самуил Маршак

Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

– В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

Приложение 4

С. Иванова «Спор про вежливость». Послушайте.

СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ.

После полдника у нас был разговор про вежливость.

  1. Вот, например, если я сижу в автобусе, – закричала Лиза Петрова, – а входит старушка, я ей сразу место уступаю!
  2. Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?
  3. Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!
  4. Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!
  5. Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.

Приложение 5

Самуил Маршак

Ежели вы вежливы

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы

Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда,

Не тратить же

Товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы

Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы

Вежливы, –

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

“Спасибо!” – говорил.

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

Правила столового этикета

Как только ребенок начинает есть со взрослыми, пора прививать нормы поведения за столом. Знать с младенчества, для чего нужны разные виды вилок и бокалов, малышу необходимости нет, но базовые навыки он должен усвоить.

К 3 годам дети должны знать, что:

  1. есть нужно в определенных местах: в столовой или на кухне;
  2. при приеме пищи пользоваться столовыми приборами;
  3. нельзя играть с едой;
  4. принимать пищу аккуратно.

Чем ребенок старше, тем больше правил необходимо усвоить. Родителям нужно помогать детям в обучении, поправлять их, если это необходимо, подавать пример собственным поведением, самим соблюдать столовый этикет.

Основные правила этикета за столом:

  • мыть руки перед приемом пищи;
  • садиться за стол вместе со всеми;
  • говорить «приятного аппетита» и «спасибо»;
  • использовать салфетку;
  • не класть локти на стол;
  • не разговаривать с набитым ртом;
  • не брать еду руками;
  • не чавкать;
  • если нужен столовый прибор, попросить передать, а не тянуться через весь стол;
  • сидеть прямо, не вертеться;
  • не класть ногу на ногу;
  • вставать из-за стола вместе с другими членами семьи.

К 6-7 годам можно увеличить количество используемых столовых приборов, рассказать, как сервировать стол.

Кризис 3 лет

Большинство нарушений поведения у детей дошкольного возраста наблюдаются в 3-4 года. В этом возрасте малыш проявляет упрямство, строптивость, перестает слушаться родителей. Пытается определить границы дозволенного, проверяет, как близкие поведут себя в той или иной ситуации. Это период становления личности, начало проявления собственной воли и независимости

Сейчас важно воспитание дисциплинированности и культуры поведения, потому родители должны твердо стоять на своем, сохраняя при этом спокойствие, уверенность и доброжелательный тон

Нередко взрослые пытаются навязать нормы этикета и в грубой форме делают замечания, что приводит к противостоянию между малышом и родителями. В этом возрасте дети немногое поймут из воспитательной беседы о хороших манерах, но в состоянии усвоить урок на конкретных примерах. Результативно проходит обучение в игровой форме, например, ролевая игра с куклами. Родителям нужно придумать игровую ситуацию, в которой усваивается определенное правило. Например, зайчик и ежик пришли в гости к медвежонку, зайчик ведет себя хорошо, а ежик балуется (культура поведения в гостях). Такие игры способствуют развитию коммуникативных навыков у детей, что облегчает общение со сверстниками в дальнейшем. У каждого ребенка есть личные особенности общения и группового поведения и необходимо учитывать их при выборе игр. Если ребенок замкнутый, зажатый и скупой на эмоции, то лучшими для него будут обучающие игры, целью которых является развитие эмоциональной сферы и невербальных средств общения.

Воспитание

Воздействие окружения и собственных качеств на человека формируют его как личность. Умение совмещать внешние и внутренние факторы позволяет говорить о воспитании. Оно закладывается еще с раннего возраста и развивается под влиянием семьи.

Формирование ребенка происходит на основании образцов, создаваемых взрослыми. Те особенности, которые были заложены в детстве, невозможно изменить в процессе жизни. Нельзя заставить подростка жить по иным правилам морали, если с рождения ему внушались определенные нравственные установки. Результат воспитания включает в себя не только заранее спланированные родителями требования и правила. Сюда относится также окружение, которое своим поведением влияет на внутреннее формирование человека.

Комплекс накопленных знаний и навыков, норм этики, взглядов составляет в совокупности воспитание. Оно передается от старшего поколения. Существует множество аспектов, которые неосознанно принимают участие в создании внутренней составляющей человека. Наследственность и генетика здесь играют не последнюю роль. Специалисты утверждают, что существует определенная зависимость воспитания от развития.

Основным местом, где ребенок получает первоначальные знания и опыт, является средняя школа.

Но не всегда получаются положительные результаты. Это связано с тем, что в настоящее время используются устаревшие методы преподнесения знаний, поэтому у большинства детей нет стремления к изучению науки или других аспектов знаний.

Влияние семьи на воспитательный процесс имеет не меньшее значение. Существуют разные семейные модели, которые отличаются количеством членов, возрастом, уровнем образования, традициями, степенью нравственности. Все это в целом воздействует на личность и помогает формировать свои взгляды на жизненные ситуации.

Выделяются следующие виды воспитательных направлений:

  • умственное ставит задачу по усвоению нужного объема знаний, формированию собственного мировоззрения, развитию интереса к познанию;
  • физическое помогает не только поддерживать здоровое состояние, но и формирует качества для плодотворного труда;
  • трудовое выступает в роли главного фактора развития;
  • нравственное позволяет человеку выработать определенные привычки, определить модель поведения индивидуума в обществе. Развитие этого направления во многом зависит от существующих в обществе и в семье ценностей;
  • эстетическое включает комплекс компонентов, влияющих на формирование идеала в разных проявлениях жизни. Оказывает влияние на отношение к культуре.

В совокупности процесс воспитания строится на главных принципах:

  • воздействие общества;
  • взаимосвязь с трудовым процессом и другими сферами жизни;
  • индивидуальность в подходе.

Функции воспитания:

  • побудить человека к самовоспитанию;
  • профилактическим путем оградить от ошибок в принятии жизненно важных решений;
  • развить творческий, духовный, интеллектуальный и физический потенциал личности;

Историей разработаны техники индивидуального самовоспитания:

  • через испытание, которое предусматривает ограничение себя в определенных потребностях;
  • проведение постоянного самоанализа позволяет оценить собственные поступки и разобраться в их правильности;
  • практика рефлексии.

Данные античные представления о достижении гармонии нашли свое отражение в современных подходах к достижению результатов по воспитанию личности.

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
   => array(6) {
     => string(88) "«Воспитание культуры поведения у дошкольников»"
     => string(44) "vospitanie_kultury_povedeniia_u_doshkolnikov"
     => string(6) "507642"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(12) "meropriyatia"
     => string(10) "1555616211"
  }
}

Креативный диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания дошкольников

object(ArrayObject)#874 (1) {
   => array(6) {
     => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
     => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
     => string(6) "199768"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1428648423"
  }
}

Презентация для родительского собрания на тему: “Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста”

object(ArrayObject)#852 (1) {
   => array(6) {
     => string(268) "Презентация для родительского собрания на тему: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста""
     => string(145) "priezientatsiiadliaroditielskoghosobraniianatiemunravstviennoievospitaniieiformirovaniiekulturypoviedieniiadietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
     => string(6) "272455"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(11) "presentacii"
     => string(10) "1451988674"
  }
}

Воспитание социальной нравственности в общении с ребенком в условиях семьи и в детском саду

object(ArrayObject)#874 (1) {
   => array(6) {
     => string(169) "Воспитание социальной нравственности в общении с ребенком в условиях семьи и в детском саду"
     => string(104) "vospitaniie-sotsial-noi-nravstviennosti-v-obshchienii-s-riebienkom-v-usloviiakh-siem-i-i-v-dietskom-sadu"
     => string(6) "275201"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1452529678"
  }
}

Консультация для воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»

object(ArrayObject)#852 (1) {
   => array(6) {
     => string(149) "Консультация для  воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»"
     => string(86) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-dietskom-sadu"
     => string(6) "290991"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1455039258"
  }
}
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий