Девушки марийки

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Известные марийцы

  • Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
  • Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
  • Борисов Иосиф Алексеевич (Тыныш Осып) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
  • Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
  • Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
  • Васин Ким Кириллович — писатель.
  • Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
  • Григорьев Александр Владимирович  — художник.
  • Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
  • Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
  • Ефруш Георгий Захарович — писатель.
  • Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
  • Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
  • Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
  • Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
  • Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
  • Казаков Николай Иванович — поэт.
  • Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Колумб Валентин Христофорович — поэт.
  • Конаков Александр Фёдорович — драматург.
  • Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
  • Луппов Анатолий Борисович — композитор.
  • Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
  • Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
  • Николаев Сергей Николаевич  — драматург.
  • Олык Ипай — поэт.
  • Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
  • Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
  • Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
  • Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
  • Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
  • Сави Владимир Алексеевич — писатель.
  • Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
  • Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
  • Сапаев Эрик Никитич — композитор.
  • Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
  • Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
  • Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
  • Чалай Васлий — поэт, прозаик.
  •  — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
  • Шабдар Осып — писатель.
  • Шадт Булат — поэт.
  • Шкетан Яков Павлович — писатель.
  • Элексейн Яков Алексеевич — прозаик.
  • Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
  • Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
  • Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
  • Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
  • Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
  • Юксерн Василий Степанович — писатель.
  • Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
  • Ямбердов Иван Михайлович — художник.

Могущественный пантеон

Все, что существует в природе — растения, деревья, ручьи, реки, холмы, облака, небесные явления, такие как дождь’ снег, радуга и т.п., — у марийцев наделялось душой и получало божественный статус. Весь мир был населен духами или богами. Первоначально ни один из богов не имел верховной власти, хотя симпатию марийцы испытывали к богу дневного света.

Но когда в их обществе появилась иерархия и когда они испытали влияние тенгрианских народов, бог дневного света получил статус главного божества. А став главным божеством, он приобрел и верховную власть над другими богами. Одновременно Кугу Юмо имел еще несколько ипостасей: как Тулон — был богом огня, как Сурт — богом домашнего очага, как Сакса-богом плодородия, как Тутыра — богом тумана и т.д.

Очень важным у марийцев считался бог судьбы, небесный шаман Пурышо, от которого зависело, будет ли человек счастлив или же ему выпадет плохая доля.

Звездным небом руководил бог Шудыр-Шамыч Юмо, это от него зависело, загорится ночью звездный свет или будет темно и страшно. Бог Туня Юмо был занят больше не людьми, а управлением бескрайней вселенной. Тылзе Юмо был богом Луны, Ужара Юмо — богом утренней зари, Тылмаче — посредником между небом и землей. В функции Тылмаче входило следить за людьми и доносить до них небесные постановления.

Был у марийцев и бог смерти Азырен. Его они представляли себе как высокого и сильного мужика, который являлся в час смерти, наставлял на несчастного палец и громко говорил: «Твое время пришло».

И вообще довольно занятно, что в пантеоне марийцев не было богинь. Их религия складывалась в эпоху торжества патриархата, женщинам там места не было. Потом уже делались попытки впихнуть в их религию и богинь, но хотя в мифах присутствуют супруги богов, полноценными богинями они так и не стали.

Молились и приносили жертвы марийцы в капищах, посвященных тому или иному богу. К XIX веку по большей части это были капища Кугу Юмо или Керемета, поскольку первый олицетворял все силы добра, а второй — все силы зла. Одни капища имели общенациональное значение, другие — родовое или же семейное. В праздничные дни люди собирались в священных рощах, приносили там жертвы богу и возносили молитвы.

Как жертв использовали лошадей, коз, овец. Прямо перед жертвенником с них сдирали шкуру, а мясо клали в котлы и варили. Потом брали блюдо с мясом в одну руку, а чашу с медом в другую и кидали все это в пламя костра, приговаривая: «Иди, передай богу мое желание».

Некоторые капища были расположены у рек, которым они поклонялись. Некоторые — на холмах, считавшихся священными. Языческие празднества марийцев были такими массовыми, что иногда собирали более 5 тысяч человек!

Царское правительство всячески боролось с проявлением марийского язычества. И, конечно же, первыми под удар попали священные рощи. Многие жрецы, целители и пророки отправились по тюрьмам. Однако это не помешало марийцам и дальше отправлять свой религиозный культ.

Весной у них был праздник сева, во время которого они зажигали на поле свечи и ставили там кушанья для богов. Летом праздновали щедрость солнца, осенью благодарили богов за хороший урожай. Точно такие же почести отдавали и злому Керемету в его рощах. Но в отличие от доброго Кугу Юмо, Керемету приносили кровавые жертвы, иногда даже человеческие.

Религия

Основная статья: Марийская традиционная религия

Кроме православия, у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».

В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.

Примечания

  1.  (эст.). Дата обращения 3 июня 2019.
  2. ↑ Народы мира: Энциклопедия / под. ред. Минц Л. М. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г, — 638 c.: ил. С. 334 — ISBN 5-373-01057-3
  3. , с. 5.
  4. , с. 519.
  5. Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. — М.: Наука, 1994.
  6. Иордан // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 152. — 486 с. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
  7. Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи, Вятской и Уфимской губерниям
  8. В. В. Бунак. Антропологический тип черемис. «Русский антропологический журнал», т. 13, М., 1924, стр. 138
  9. Моисеев В. Г., Козинцев А. Г. Антропологическое своеобразие уралоязычных народов. Этнографическое обозрение 1998 № 2 С. 148
  10. , с. 27.
  11. , с. 519—520.
  12. Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 ноября 2013.
  14. Кузнецов С. К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 129—157.
  15. . Сельские вести (6 июня 2016). Дата обращения 3 июня 2019.
  16. . Сельские вести (7 июня 2016). Дата обращения 3 июня 2019.
  17. . Пижанский краеведческий музей (2014). Дата обращения 3 июня 2019.
  18. ↑ , с. 252.
  19. , с. 122.
  20. ↑ , с. 269.
  21. Васикова Лидия Петровна // Кто есть кто в Марий Эл / Сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2002. — С. 85—86. — 704 с. — 2000 экз. — ISBN 5-87898-197-1.
  22. ↑ , с. 267.
  23. ↑ , с. 266.
  24. , с. 279.
  25. , с. 106.
  26. ↑ , с. 100.
  27. , с. 41.
  28. , с. 270.
  29. ↑ , с. 276.
  30. . Марийский национальный театр драмы им. Шкетана. Дата обращения 3 июня 2019.
  31. , с. 271.
  32. // Мари-Турекский район. — Йошкар-Ола, 2003. — С. 176—186. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-241-2.
  33. , с. 275.
  34. . Сайт «Герои страны».
  35. , с. 99.
  36. , с. 353.
  37. Кошкина Д. . Марийская правда. Новости Республики Марий Эл (30 июля 2015). Дата обращения 25 июля 2018.
  38. , с. 277.
  39. Шадт Булат // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Сост. А. Васинкин, В. Абукаев и др. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. — С. 122—124. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7590-0966-5.
  40. , с. 61.
  41. , с. 277.
  42. , с. 268.
  43. Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы. — Казань: Татарское книжное издательство, 1979. — С. 197. — 200 с.
  44.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 декабря 2013.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент – шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов – тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Этногенез

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III века до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев[источник не указан 22 дня]. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия нашей эры.

Область формирования марийских племён — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племён (предков мордвы).

Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки.

История

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии (1593)

Считается, что первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами[источник не указан 1161 день], позднее — с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 ноября был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря  — АССР.

Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трёх восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1585 гг.

Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры – полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений. С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Непокорные черемисы

В XIII-XV веках народ мэрий входил в состав сначала Золотой Орды, а затем Казанского ханства. С XVI века началось активное продвижение москвитян на восток, и столкновения с русскими вылились в ожесточенное сопротивление марийцев, которые не желали покоряться.

Недаром князь Курбский высказал такое мнение о них: «Черемиский народ зело кровопийствен». Они постоянно совершали грабительские набеги и не давали покоя на восточной границе. Считались черемисы совершенными дикарями. Внешне они сильно походили на тюркоязычные народы — черноволосые, с монголоидными чертами лица и смуглой кожей, с детства привыкшие ездить верхом и стрелять из лука. Не утихомирились они и после завоевания русскими в 1552 году Казанского царства.

Почти век в Поволжье полыхали бунты и восстания. И только к XVIII столетию удалось кое-как черемисов крестить, навязать им русский алфавит и объявить миру, что процесс формирования этой народности завершен.

Правда, за пределами зрения государственных людей осталось то, что к новой вере черемисы остались глубоко равнодушны. И если даже ходили в церковь, то по привычке, выросшей из прежнего принуждения. А вера у них так и осталась своя, марийская.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых – отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием. Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Численность и расселение

Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)

Численность марийцев по данным переписей населения (человек):

СССР428192 481587 504205 598628 621961 670868
Российская Федерация (Российская империя, РСФСР)375439 428001 476382 498006 581082 599637 643698 604298 547605
Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР)247979 273332 279450 299179 306627 324349 312178 290863
Кировская область (Вятская губерния)144918 59741 57008 52570 51682 47910 44496 38930 29598
Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР)80608 79298 90163 93902 109638 106793 105768 ▬105829 103658

Семья Луговых марийцев Церёвококшайского уезда Казанской губернии. Российская империя, начало XX века

Кировская область

2002 год: район, количество, доля в районе:

  • Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
  • Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
  • Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
  • Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
  • Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
  • Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
  • Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
  • Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.

Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.

Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):

Доля марийцев по районам и городам России
Район (округ) Субъект РФ % марийцев
МР ВолжскийМарий Эл86,9
МР ГорномарийскийМарий Эл85,8
МР МоркинскийМарий Эл81,2
МР СернурскийМарий Эл76,6
МР МишкинскийБашкортостан71,5
МР КуженерскийМарий Эл69,2
МР НовоторъяльскийМарий Эл67,4
МР СоветскийМарий Эл65,5
МР ОршанскийМарий Эл55,6
МР Мари-ТурекскийМарий Эл49,5
МР ЗвениговскийМарий Эл49,3
МР КилемарскийМарий Эл47,2
МР КалтасинскийБашкортостан45,9
МР ПараньгинскийМарий Эл43,2
МР МедведевскийМарий Эл42,5
ГО КозьмодемьянскМарий Эл30,9
МР ПижанскийКировская30,3
МР КикнурскийКировская29,5
МР КраснокамскийБашкирия26,5
ГО Йошкар-ОлаМарий Эл23,6
МР БирскийБашкортостан20,5

В искусстве

  • В 1839 году в сборнике повестей и рассказов Надежды Дуровой вышла романтическая повесть под титулом «Черемиска. Рассказ исправницы Лязовской», с подзаголовком «Черемисская повесть» В настоящее время повесть известна под названием «Серный ключ».
  • Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов.
  • В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм «Шошо» (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм «Небесные жёны луговых мари» по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.
  • В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.
  • В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев – актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

Живое воплощение настоящей марийской красавицы – «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков. К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена. Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока – волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии. Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 – Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава – аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо – управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава – богиня земли
  • Пурышо – бог судьбы
  • Азырен – сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта – аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Вера на века

Марийцы были язычниками и менять язычество на православие не хотели. Тем более их язычество, хотя и имело древнюю подоплеку, успело впитать в себя элементы тюркского тенгрианства и хазарского многобожия. Городов у марийцев не имелось, жили они в деревнях, и вся жизнь их была связана с земледелием и природными циклами, так что неудивительно, что силы природы    превратились в персонифицированные божества, а леса и реки — в языческие капища.

Они верили в то, что, как весна, лето, осень и зима постоянно рождаются, умирают и возвращаются в человеческий мир, то же самое происходит и с самими людьми: они могут рождаться, умирать и снова возвращаться на землю, но число этих возвращений конечно — семь.

На седьмой раз умерший превращается уже не в человека, а в рыбу. А в результате последней смерти он теряет телесную оболочку, но остается той же личностью, что был при жизни, и продолжает ею оставаться и в загробном мире.

Мир живых и мир мертвых, земное и небесное в этой вере тесно связаны и переплетены. Но обычно людям хватает земных забот, и они не слишком открыты проявлениям небесной силы. Такой дар дается только особой категории соплеменников -жрецам, колдунам, знахарям. Силой молитв и заговоров они поддерживают равновесие в природе, гарантируя людям покой и умиротворение, избавляют от несчастий и природных катаклизмов.

Всеми событиями на земле управляют многочисленные юмо — божества. Главным богом языческого пантеона марийцы признавали доброго Кугу Юмо, бога дневного света, который защищает людей от всякого зла и тьмы и от самих себя. Некогда, рассказывают марийские мифы, Кугу Юмо поссорился с людьми из-за их непослушания, и тогда в мир людей явился злой бог Керемет, а вместе с ним несчастья и болезни.

Кугу Юмо постоянно сражается с Кереметом за души людей. Пока люди уважают патриархальные законы и соблюдают запреты, пока их души полны добра и сострадания, природные циклы находятся в равновесии, торжествует добрый бог. Но стоит только поддаться злу, перестать придерживаться привычного ритма жизни, стать равнодушным к природе, торжествует Керемет, который причиняет всем много зла. Керемет — существо жестокое и завистливое. Он был младшим братом Кугу Юмо, но натворил столько бед, что добрый бог сослал его в подземный мир.

Керемет все равно не успокоился, а когда у Кугу Юмо родился сын, убил юношу и разбросал части его тела в мире людей. Там, где упала мертвая плоть сына доброго бога, тут же выросли березы и дубы. Именно в дубовых и березовых рощах марийцы устраивали свои капища.

Марийцы почитали доброго Кугу Юмо, но молились и ему, и злому Керемету. Вообще, они старались угодить добрым божествам и умилостивить злобных. Иначе в этом мире не проживешь.

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.

Антропологический тип современных марийцев – субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.

Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры – кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма – пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем – узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты – объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий