Молдаванские девушки

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Проблема соотношения с румынским этносом

Этнические карты советского периода 1988 и 1991 гг. (на украинском языке), указывающие «молдаван» и «румын» (соответственно жёлтым и светло-зелёным цветом) как два разных народа. Первая карта иллюстрирует официальную позицию СССР периода 1938—1990 гг., a вторая «максималистическую» версию молдовенизма.

После 1991 года ряд деятелей культуры и официальных лиц Молдавии и Румынии в ранге министров неоднократно заявляли о принадлежности молдаван к румынскому этносу («мы румыны — и точка»). Эта идеология особенно сильно проявила себя после обретения Молдавией независимости и принятия румынской грамматики и латинского алфавита для молдавского языка как официального. Так президент Молдавии Николай Тимофти (в должности 2012—2016 гг.) на встрече со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску согласился, что молдавской нации не существует: «Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века», — заявил румынский президент. В то же время, бывший президент Молдавии Владимир Воронин (глава государства в 2001—2009 годах) заявлял о своём категорическом несогласии с этим и подчеркивал, что, по переписи 2004, «94 % коренного населения Молдавии считают себя молдаванами, а не румынами».

Хозяйство и материальная культура

Основу хозяйства молдавского населения составляет земледелие. В северной и южной части Молдавской ССР преобладают полевые культуры — особенно кукуруза и пшеница, в средней, холмистой части — виноградники и сады. Земледельческая техника сходна с южноукраинской. Ремесла и другие неземледельческие занятия слабо развиты, кроме домашнего прядения, ткачества и ковроделия, а также бондарного производства, связанного с широко распространенным виноделием. Крупная промышленность в прошлом почти отсутствовала; в советский период создан ряд фабрик и заводов, оснащенных передовой техникой.

Молдавское крестьянство было прежде в большинстве бедно; главной пищей служила обычно «мамалыга» — круто сваренная кукурузная каша, которую можно резать ножом. Она заменяла хлеб, ее ели с творогом, с маслом. Пшеничный хлеб был мало кому доступен. Широко употребляются разные овощи, из которых варится борщ, с большим количеством перца, составляющего излюбленное кушанье, а также арбузы, дыни, тыквы, орехи. Из молочных продуктов больше всего едят брынзу. Масло прежде употреблялось лишь зажиточными. Обычным напитком служит самодельное виноградное вино.

Молдаване живут большими селами преимущественно разбросанного типа. Особенно крупны они в средней части Бессарабии, в лесисто-холмистых «Кодрах», а также на левобережье. Это — результат того, что в прошлом сюда бежало население, спасавшееся от турецко-татарских набегов.

Техника постройки крестьянского дома одинакова с южноукраинской. Преобладают глинобитные и саманные (глина с соломой) постройки. Прежде были и плетневые дома, обмазанные глиной. Местами, как например в Дубосарском районе, строят из камня. Крыша обычно черепичная или камышовая; в первом случае чаще двускатная, во втором — четырехскатная. Пол земляной или глинобитный. Планировка дома, как и у восточных славян, — трехраздельная, развившаяся из более раннего двухраздельного плана, вход в дом посредине длинной стены, в сени (тиндэ), откуда открываются две двери — направо — в жилую комнату (камара) с печкой, налево — в горницу (каса чей маре), летнее помещение без печи и часто без всякой обстановки. Отличие от восточнославянской планировки заключается прежде всего в том, что печь обычно (по крайней мере в левобережной Молдавии) топится из сеней; другое отличие — в отсутствии «красного угла», вместо которого считалась почетной восточная стена комнаты. В домах Бессарабии часть жилой комнаты нередко отделяется печью и превращается в кухню. Характерно очень низкое положение устья печи. Вдоль стен — неподвижные лавки, как и в восточнославянском жилище.

Дом молдавского колхозника

С 1947 г. в колхозах Молдавии развернулось широкое жилищное строительство, во многом меняющее традиционный быт молдавского крестьянина.

Национальная одежда молдаван тоже напоминает украинскую, но с некоторыми особенностями. Основу женского и мужского костюма составляла длинная домотканая белая рубашка туникообразного покроя, у женщин с вышивкой по подолу, рукавам и груди. Мужчины носили длинные и узкие белые штаны из холста, с красным поясом, а верхней одеждой служит «кьептар» — суконный жилет темного цвета, а зимой еще овчинный тулуп «кожок» с прямой спиной, подпоясываемый. Для девушек и женщин верхней одеждой служили широкая юбка и кофта; прежде обычно надевали по 2—3 юбки и кофты одна поверх другой. Девушки на выданье носили на бедрах особый треугольный платок углом вниз, заботливо следя, чтобы кончик его приходился строго посередине спины: от этого зависела хорошая репутация девушки. Головной убор для девушки — платок, зимой теплый, для замужней женщины в прошлом — особый сложный головной убор «кырпэ» из нескольких частей, сходный с южнорусской «сорокой». Обувью служили зимой сапоги, летом оба пола ходили босиком. В настоящее время старый национальный наряд редко где сохранился.

Распространённые имена

Мужские имена: Адриан, Александру/Санду (Александр), Аурел, Богдан, Валериу (Валерий), Василе (Василий), Виорел, Влад/Владуц, Генадие (Геннадий), Георге/Джордже (Георгий), Дан/Дануц, Дорел, Дорин, Драгош, Думитру (Дмитрий), Еуджениу (Евгений), Емил (Емельян), Ион/Ионел (Иван), Костел (Константин), Ливиу, Лилиан, Лучиан, Марчел, Мирча, Михай (Михаил), Николае/Нику (Николай), Петру (Пётр), Раду, Серджиу (Сергей), Силвиу, Тудор (Фёдор), Штефан (Степан), Юлиан, Юрие (Юрий).

Женские имена: Алина, Ана (Анна), Анастасия, Андрея, Анжела, Аурика, Валентина, Вероника, Виктория, Виолета (Виолетта), Виорика, Габриела/Габи, Галина, Даниела, Диана, Дойна, Дора/Дорина, Екатерина, Иляна/Ляна/Ленуца (Елена), Еуджения (Евгения), Иоана (Жанна), Кристина, Луминица (Светлана), Лучия, Мариана, Мария/Мариоара/Маричика, Михаела, Рада, Родика, Сильвия, Снежана, Сперанца (Надежда), Стела, Татьяна.

В скобках приведены русские эквиваленты.

Жильё

Современная «каса маре»

Молдавские поселения в XV—XVII веках располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.

Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т. д.). Часть усадьбы занималась под сад, огород и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.

Традиционный молдавский ковёр

Если в XIV—XVI веках преобладало однокамерное жильё-землянка или полуземлянка (бурдей), то в конце XVI — начале XVII веков уже появляется наземное жильё, которое в XVII—XVIII веках распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты и «каса маре» (гостиная). В настоящее время крестьяне строят многокомнатные дома с удобствами, приближающимися к городским, однако традиционные комнаты сохраняются.

Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.

Экономика

Молдавский лей

В Молдавии способствующий развитию сельского хозяйства климат и земельные угодья, но нет минеральных ресурсов. Поэтому экономика страны основана на сельском хозяйстве. Практически все энергетические ресурсы приходится импортировать.

По некоторым оценкам (справочник ЦРУ США) до 25 % рабочей силы Молдавии трудится за границей.

Экспорт — 1,6 млрд долл (в 2008) — продовольственные товары, текстиль.

Основные покупатели экспорта — Россия 29 %, Румыния 15 %, Италия 10 %.

Импорт — 4,9 млрд долл (в 2008) — минеральное сырьё и топливо, машины и оборудование, химикаты, текстиль.

Основные поставщики импорта — Россия 21 %, Румыния 16 %, Украина 15 %.

В Молдавии 174 винзавода.

Публичный национальный бюджет 2008 года:

  • Доходы составили 23 млрд 488 млн леев.
  • Расходы составили 26 млрд леев.
  • Дефицит — 2 млрд 512 млн леев.

Валютные резервы Национального банка Молдавии в 2008 году составили 1,67 млрд долларов.

Уровень инфляции в Молдавии — один из самых низких в Восточной Европе: 7,3 % в 2008 году против 13,1 % в 2007 году.

В 2005 году была признана Всемирным банком беднейшей страной Европы с расчётным подушевым ВВП за 2008 год, по данным ЦРУ США, $2,500 и среднемесячной зарплатой $350.

6.1. Телекоммуникации

Национальным регулятором является Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ). На территории Молдавии действуют два оператора мобильной связи в стандартах GSM и UMTS — Orange, Moldcell и два оператора в стандарте CDMA — Unité и второй на территории Приднестровья — Интерднестрком. У оператора Eventis ввиду финансовых проблем приостановлено действие лицензии и услуги не предоставляются. Проникновение мобильной связи на 31 декабря 2009 года составляло 78,1 % при количестве абонентов 2 785 000 (без учёта Приднестровья). Кроме того, есть операторы фиксированной связи — Moldtelecom, Arax, StarNet, Calea Ferată din Moldova, Sicres и другие. Moldtelecom обладает долей рынка абонентов фиксированных сетей около 95 %. Основные Интернет провайдеры — Moldtelecom, Arax, StarNet, SunCommunications.

Оператором государственных защищённых информационных и телекоммуникационных систем является Государственное предприятие Центр специальных телекоммуникаций (в соответствии с Постановлением Правительства № 735 от 11 июня 2002 года «О специальных телекоммуникационных системах Республики Молдова»).

Язык

Основная статья: Молдавский язык

История глоттонима «молдавский язык» тесно связана с этнонимом «молдаване» и с политическим статусом региона проживания носителей языка. Отсылки к «молдавскому языку» встречаются у молдавского хрониста Григоре Уреке в «Летописях Молдавского княжества» (написаны в 1642—1647 гг.), с уточнением, что на этом языке говорят молдаване, валахи и трансильванцы. Летописец Молдавского княжества Мирон Костин в книге «De neamul moldovenilor…» (ок. 1687) пишет: «Как видим, что, хоть мы и называем себя молдаванами, но не спрашиваем „знаешь молдавский?“, а спрашиваем „знаешь романский?“, то есть римский». Упоминание lingua Moldavorum (что в переводе означает «язык молдаван»), можно обнаружить в книге Иоганна Альстеда «Сокровища Хронологии», изданной в 1628 году (на страницах, содержащих таблицу языков и диалектов 24 частей Земли).

Памятники на молдавском языке (кириллицей) известны в Молдавском княжестве с XVII века (до этого языком администрации, церкви и литературы в Молдавском княжкестве и Валахии был церковнославянский язык, причём по построению фразы заметно, что для писцов он не был родным). Грамматика этого языка значительно отличалась от современной. В середине XVII в. стараниями митрополита Варлаама в Яссах была основана первая в Молдове типография, для которой митрополит Дософтей (Досифей) выписал необходимые принадлежности из Москвы.

Литературный молдавский язык начал оформляться в XVI—XVII веках, но окончательно формируется ко 2-й половине XIX века. Языковые различия между румынским и молдавским языками стали возникать в XIX веке, когда в возникшей в 1859 году Румынии начался период коррекции румынского языка, из которого активно изымались славянские лексемы.

На территории Молдавии существует движение молдовенистов, полагающих, что, несмотря на языковую идентичность молдавского языка с румынским, для государственного языка Молдавии следует использовать название «молдавский язык», в частности, потому что оно (lingua Moldavorum) более древнее (), чем лингвоним «румынский язык». Согласно проведённому в 2012 году опросу, 65 % граждан поддерживают это мнение. От большинства современныx румын современные молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием русского языка или же, как минимум, знакомством с ним. Употребление русского языка в речи современныx молдаван часто принимает характер переключения кодов.

Литература

  • Молдаване // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Народы России: живописный альбом,— Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, — ст. 217
  • Зеленчук В. С. Очерки молдавской народной обрядности (ХІХ – начало ХХ вв.). — Кишинев, 1959. — 96 с.
  • Курочкин А. В. Календарные праздники на украинско‑молдавском пограничье и их современные судьбы // Советская этнография. — 1987. – № 1. — С. 24–35.
  • Попович Ю. В. Матеріали про молдавське весілля у періодичній пресі ХІХ ст. // Народна творчість та етнографія. — 1977. — № 4. — С. 37–45.
  • Молдавский национальный костюм / В. С. Зеленчук. — Кишинёв, 1985. — 143 с.
  • Постолаки Е. А. Молдавское народное ткачество (ХІХ – начало ХХ вв.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. — М., 1985. — 17 с.
  • Станчу Е. С. Традиционные крестьянские промыслы Молдавии в ХІХ – начале ХХ вв. — Кишинёв, 1978. — 99 с.
  • Этнография и искусство Молдавии : сб. статей / В. С. Зеленчук. — Кишинев, 1972. — 231 с.

Традиции

Географическое распределение молдаван. Жёлтым цветом помечены страны, где румынский и молдавский языки обладают официальным статусом.

В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, дополнявшую хлеб, варили ежедневно. Наибольшее количество блюд молдаване готовили из овощей — их употребляли в свежем виде, варили, жарили, пекли, фаршировали, тушили, солили. Характерные блюда — овощной суп (молд. ciorbă, чорба), мясной суп (молд. zamă, замэ, зама), слоёный пирог с брынзой (молд. plăcintă, плэчинтэ, плацинда), голубцы, завёрнутые в виноградные листья (молд. sarmale, сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (молд. фасоле фэкэлуите) и другие.

Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом, историческими, лирическими и другими песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии — баллада «Миорица». Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном, на границе с Украиной) — двухголосные. Наиболее распространённые музыкальные инструменты — кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы — хора, жок, молдовеняска; исполняются обычно в сопровождении оркестра.

Най

Одно из древнейших ремесел — гончарное. Глиняные горшки, кувшины, тарелки и чашки повсеместно использовались в повседневной жизни. Высококачественные керамические изделия могли быть самой разнообразной формы, украшенные разноцветными узорами.

Также широко распространено изготовление ковров. По давней традиции, невеста должна была дать в приданое ковер, сотканный её руками. Молдавские ковры гладкие, без ворса, как будто сотканные изо льна.

Дакийско-румынский миф

– Приведённые тобой факты, мягко говоря, изрядно противоречат общепризнанной сегодня точке зрения, что предки молдаван и румын – потомки тех самых римлян – завоевателей Дакии…

– «Дружное молчание» древних источников о римских колонистах в Дакии (якобы спрятавшихся в Карпатских горах от «варваров») после «эвакуации» колонии в 271 году на правый берег Дуная отнюдь не случайно. Хотя история Дакии на левом берегу Дуная после римской оккупации очень даже неплохо освещена древними историками. В 1000-летней истории постримской Дакии историки упоминают и готов, и гепидов, и славянские племена, и другие, но ничего не пишут о потомках римских колонистов. Иначе говоря, в Дакии с 271 года по XIII век не находится места предкам молдаван и румын. Почему? Да потому, что никаких потомков римских колонистов в Дакии-Готии… не было!

– Но в своей книге «Неизвестная Молдавия» ты пошёл ещё дальше по «исторической цепочке» переселения народов. Поэтому давай остановимся на очень любопытном эпизоде Средневековья, когда предки молдаван в XIII веке переселились из Сербии на территорию современной Румынии… Ведь этот эпизод – ключевой?

– Согласно летописи «Сказание вкратце о молдавских господарех отколе начася Молдавскаа Земля», венгерский король обратился к нашим предкам, которые жили в «Старом Риме» (в Сербии и Болгарии) с просьбой помочь в войне против татар (речь идёт о западном походе татаро-монголов в 1241–1242 годах в Венгрию. – Ред.). Начинается массовое заселение волохами (валахами) области Крижа и Мармаруссия (Марамуреша) в Дакии (точнее, в Трансильвании). Вскоре (около 1272–1290 годов) предки молдаван – волохи из Трансильвании переселяются в Молдавию, о чём повествуют многие молдавские летописи. Валашские князья дают новое имя своему народу – молдаване – по имени страны (Молдавия), в которую они пришли. В каком-то смысле Молдавия для волохов-вольсков, изгнанных когда-то со своей древней родины, стала землёй обетованной.

Население

По оценочным данным, на 1 января 2011 года численность постоянного населения Республики Молдова составило 3560,4 тыс. чел. (без ПМР и муниципия Бендеры).

Население Республики Молдова, по данным переписи 2004 года, составило 3383,3 тыс. человек (данные переписи не учитывают население территорий, администрируемых непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой). Из них 3158,0 тыс., или 93,3 % населения, — православные. Плотность населения составляет 111,4 чел. на км².

Население Республики Молдова многонационально и поликультурно. Основная часть населения, или 75,8 %, (по данным переписи 2004 г.) — молдаване. Проживают также: украинцы — 8,4 %, русские — 5,9 %, гагаузы — 4,4 %, румыны — 2,2 %, армяне — 0,8 %, евреи — 0,7 % и др.

При переписи 2004 года 78,8 % населения страны родным языком (первый язык, который усвоили в раннем детстве) указали язык своей национальности, а 20,8 % указали другие языки, не совпадающие с их национальностью. Среди молдаван 78,4 % родным языком указали молдавский язык, 18,8 % — румынский, 2,5 % — русский и 0,3 % другие языки. Среди украинцев 64,1 % родным языком указали украинский язык, а 31,8 % — русский. Среди русских 97,2 % родным языком указали язык своей национальности. Гагаузы, так же, как и русские, в большинстве своём родным языком указали язык своей национальности — 92,3 %, а 5,8 % — русский язык. Болгары с родным языком болгарским составили 81,0 %, и 13,9 % родным языком указали русский язык.

Несмотря на то, что большинство украинцев, гагаузов, болгар родным языком указали язык своей национальности, каждый второй украинец, каждый третий болгарин и каждый четвёртый гагауз обычно разговаривает на русском языке. Молдаване, которые обычно разговаривают на русском языке, составили 5,0 % от их общей численности.

Среди национальных меньшинств 6,2 % украинцев, 4,4 % русских, 1,9 % гагаузов, 2,2 % румын и 7,1 % болгар разговаривают на молдавском языке.

Среди граждан Республики Молдова 12705 человек указали двойное гражданство. Не указали гражданство 390 человек.

Распределение населения в территориальном разрезе показало, что 21 % жителей (каждый пятый) проживает в Кишинёве, 4,6 % — в АТО Гагаузия, 3,8 % — в Бельцах. Крупные районы с населением более 100 тысяч жителей — Кагульский, Хынчештский, Оргеевский, Унгенский. Малочисленные районы — Бессарабский (29 тысяч), Дубоссарский (34 тысячи), Шолданештский (42 тысячи) и Тараклийский (43 тысячи).

Данные двух последних переписей показывают, что за период 1989—2004 гг. население страны уменьшилось на 274 тысячи человек, при среднегодовом темпе снижения 0,5 %. Уменьшение численности за данный период обусловлено снижением рождаемости и отрицательным сальдо внешней миграции.

Перепись 2004 года подтвердила преобладание доли сельского населения в общей численности, которая составила 61,4 % против 57,9 % в 1989 году.

В межпереписной период городское население уменьшалось в среднем на 1,0 % за год, а сельское — на 0,13 %, увеличивая, таким образом, процентный разрыв между этими категориями населения.

Плотность населения в межпереписной период снизилась с 120,4 до 111,4 человек на 1 кв. км.

В 2008 году было зарегистрировано около 25 тыс. браков, что на 2 тыс. меньше показателей 2007 года.

На 1000 жителей Республики Молдова в 2005 г. приходилось 78 автомобилей.[источник не указан 26 дней]

2.1. Населенные пункты с количеством жителей свыше 15 тысяч

Населённые пункты с количеством жителей выше 15 тысяч
по состоянию на 1 января 2010 года
Кишинёв663,4Дрокия20,3
Тирасполь,148,9Каушаны20,0
Бельцы130,6Слободзея,20,0
Бендеры,93,75Вулканешты16,9
Рыбница,50,1Хынчешты16,8
Кагул39,4Фалешты16,6
Унгены38,0Калараш16,0
Сороки37,2Единцы15,6
Оргеев33,2Яловены15,3
Комрат25,0Флорешты15,3
Чадыр-Лунга22,7Сынжерея15,3
Дубоссары,22,5Тараклия15,0
Страшены21,6

Народное творчество и культурное развитие

Молдавский фольклор богат и разнообразен. Сохранилась обрядовая поэзия — свадебные песни, колядки и т. п. Очень интересны лирические песни — «дойны», главным образом женские, проникнутые обычно грустным настроением. Известны и эпические песни — о героях-гайдуках, защитниках угнетенного народа, боровшихся с боярами-помещиками. Очень красивы молдавские народные танцы.

Молдаване — народ старой культуры, которая складывалась под прямым влиянием Византии и соседних славянских народов. Особенно велико было влияние славянской культуры. Вплоть до XVII в. старославянский язык был в Молдавии языком церкви, официальных документов и литературы. С XVI в. появляются первые документы и книги на молдавском языке. Формируется литературный молдавский язык, обогащенный многими славянскими корнями. Во 2-й половине XVII в. он становится государственным и церковным языком. Графика оставалась славянской. Литература, искусство, наука Молдавии развивались и в дальнейшем под сильным русским и украинским влиянием. Со своей стороны некоторые деятели молдавского происхождения играли видную роль в культурной жизни России (Николай Спафарий, Дмитрий Кантемир, Антиох Кантемир).

Однако культурный уровень основной массы молдавского народа, задавленного крепостническим и капиталистическим гнетом, до самой революции оставался низким. Около 90% молдаван были (1897 г.) неграмотными.

Этот культурный уровень чрезвычайно повысился в советские годы: сначала в левобережной Молдавии (где Советская власть установилась сразу по окончании гражданской войны), позже — и в правобережной (воссоединенной в 1940 г.). В Молдавии насчитывается около, 2 тысяч начальных и средних школ. Неграмотность ликвидирована. Имеется 9 высших учебных заведений, много техникумов. Работает несколько сотен клубов и домов культуры. В Кишиневе есть национальный театр, где ставятся спектакли классического репертуара и пьесы молдавских драматургов.

Создан Молдавский филиал Всесоюзной Академии наук, ведущий работу по всестороннему изучению республики.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1911 Умер Андрей Александрович Титов — верхневолжский археолог, этнограф, палеограф, предприниматель, крупнейший специалист по древностям Ростова и округи, основатель Ростовского исторического музея.
  • 2008 Умерла Галина Ивановна Матвеева — российский археолог и педагог, профессор, один из первых преподавателей Самарского (Куйбышевского) государственного университета, создатель археологического центра в Самаре. Автор концепции появления ранних славян в Среднем Поволжье в первых веках н. э.

Рубрики

  • Археология Ближнего Востока
  • Археология Дальнего Востока
  • Археология Европы
  • Археология Кавказа
  • Археология Северного Причерноморья
  • Археология Сибири
  • Археология Средней Азии
  • Археология Урала
  • Без рубрики
  • Древнерусская археология
  • Методика
  • Новости
  • Памятники
  • Первобытное искусство
  • Смежные науки
  • Теоретическая археология

Свежие записи

  • Татары
  • Золото скифов
  • Евтюхова Л.А., Левашева В.П. Раскопки китайского дома близ Абакана (Хакасская АО)
  • Окладников А.П. Первая палеолитическая находка в бассейне Лены (Пономаревская стоянка)
  • Членова Н.Л. Основы хронологии андроновских памятников федоровского типа

История

Сорокская крепость

Τерритория (XIV века XIV—XVIII века) и деления (XVII—XX века) Молдавского княжества

Бессарабия в составе Румынии (1918—1940)

Молдавское княжество на фоне границ современных государств

Герб Молдавии, высеченный на стене церкви в монастыре Четацуя в Яссах

До XIV века территория современной Молдавии была частью владений различных племенных союзов (гето-даки, готы, анты) и государственных образований (Древнерусское государство, Галицкое княжество, Золотая Орда). Со второй половины XIV века — в составе Молдавского княжества, в XVI—XVIII веках — под властью Османской империи. Польский историк XVI века Леонардо Горецкий, говоря о Молдавии и молдаванах, отмечал:

Вера и обряды молдаван весьма близки к церкви греческой и армянской; священники у них женятся. Молдаване особенно славятся конницей, даже беднейшие из них имеют верховых лошадей, годных для походов и сражений. Подобно венграм, они вооружены щитом, шлемом и копьем

Молдавская ССР 1940 год

В конце XVIII века к Российской империи отошло левобережье Днестра, в 1812 — Бессарабия. В 1858—1861 годах Молдавия и Валахия объединились в государство, которое получило впоследствии название Румыния.

В 1917 провозглашена Молдавская Демократическая Республика. С 1918 года — Бессарабия в составе Румынии. В 1924 на территории Украинской ССР образована Молдавская АССР. В 1940 в результате подписания Пакта Молотова-Риббентропа Бессарабия передана СССР, образована Молдавская ССР. Во время Великой Отечественной войны была оккупирована в 1941—1944 немецкими и румынскими войсками. 24 августа 1944, в результате Ясско-Кишинёвской операции, территория Бессарабии была вновь занята советскими войсками.

27 августа 1991 провозглашена независимость Республики Молдова.

Конфликт между молдавскими и приднестровскими властями, начавшийся в 1989, в 1992 привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Конфликт удалось прекратить благодаря вмешательству России и, в частности, благодаря присутствию на территории Приднестровья российских вооружённых сил. В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья пока не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

В 1994 принята Конституция, действующая до сих пор. В апреле 2009 года в Кишинёве произошли антиправительственные беспорядки.

Примечания

  1. (граждане Республики Молдова)
  2. . Дата обращения 16 апреля 2003.
  3. . Дата обращения 13 ноября 2014.
  4. Statistics Canada. . Дата обращения 11 февраля 2014.
  5. (XLS). United Nations, Department of Economic and Social Affairs.
  6. Молдаване. — М.: Наука, 2010 г. — ISBN 978-5-02-037574-1 — С. 51
  7. Молдаване. — М.: Наука, 2010 г. — ISBN 978-5-02-037574-1 — С. 84-85
  8. . Оригинал цитаты: «Cum vedem că, măcară că ne răspundem acum moldovéni, iară nu întrebăm: știi moldovenéște?, ce știi românéște? adecă râmlenéște»
  9. Славяно-молдавские летописи XV—XVI вв. Сост. Ф. А. Грекул; Отв. ред. В. А. Буганов. — М.: Наука, 1976.
  10. История Молдавской ССР. В двух томах Т. I. Изд. 2-е. Отв. ред. Л. В. Черепнин. С. 272.
  11. Еронина Е. К., Аваева М. И. Молдавская кухня: Традиционные и современные национальные блюда. — Кишинёв: Тимпул, 1990. — ISBN 5-7790-0030-1.
  12. Среди историков распространено мнение, что баллада «Миорица» датируется XII—XIII веками и является одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин». Стати В. История Молдовы.. — Киш.: Tipografia Centrală, 2002. — С. 48—49. — 480 с. — ISBN 9975-9504-1-8.
  13. Беров Л. Молдавские музыкальные народные инструменты. — Кишинёв, 1964. — С. 56—65.
  14. . Дата обращения 2 декабря 2005.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2012.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий