Мордовский национальный костюм

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Теплое одеяние, обувь

Женский теплый костюм мордовский практически не отличался от мужского. В демисезон мужчины носили пошитые из сукна сумани. В зимний период — шубы из овечьей шерсти.

Обувью у них были лапти. Их отличительной чертой являлось косое плетение, низкие борта, трапециевидная форма головки. Изготовляли их обычно из липового и вязового лыка. Ноги обматывали портянками, их было два вида: нижние для ступней, верхние — для икр. С наступлением холодов сверху на них надевали белые или черные онучи. Но в праздничные дни обували сапоги, которые шили из коровьей или телячьей кожи. А в зиму предпочтение отдавали валенкам белого цвета.

Также не забывали и про украшение в ушах. Это были серьги с подвеской — монетой или бусинкой.

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай
. Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам
. Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Описание одежды для мужчин

Костюм мордовский мужской также имел свои особенности, хотя и имел нечто общее с одеждой русских богатырей.

Одними из важных составляющих являлась рубаха — панар и штаны — понкст.

Ежедневное рабочее одеяние изготавливалось из тяжелой конопляной ткани, а нарядное праздничное — из легкого льна. Панар носили навыпуск и обязательно подвязывали поясом.

С начала 20 века стали использовать ткани фабричного производства.

Летний мужской костюм мордовский предусматривал наличие рубахи — белой распашонки, которую надевали сверху на панар.

Демисезонная одежда представляла собой суконное пальто темного цвета — сумань. А когда собирались в поездку, надевали чапан. В холодное время года — овчинные шубы.

Женская одежда эрзянок

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой — сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе до конца не зашивались на 12-15 см.

Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава и подол, располагаясь широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины одевали богато вышитую рубаху покай. 

Праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия. Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

К концу XIX века в традиционный костюм эрзянок вошел передник (запон, паця). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей из разных расцветок. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д. 

Поверх рубахи женщины носили безрукавки. Их шили из фабричной ткани черного цвета, длинной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. У эрзи Теньгушевского района безрукавка называлась шубейкой. Её шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшался потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блестками. 

Верхняя распашная одежда из холста (паньжат, импанар). Шили ее из тонкого хорошо отбеленного холста. Покрой ее соответствовал покрою рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине. Украшалась она, как и рубаха вышивкой, бранным тканьем, разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. Верхняя теплая одежда и по названию, и по покрою была схожа с мужской.

Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой одевали шубу из желтых овчин, иногда их покрывали сукном.

1. Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.

2. Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

3. Мордовский национальный костюм: Альбом/ Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

 4. Мордовский народный костюм : альбом / авт.-сост. Т. П. Прокина ; пер. на англ. яз. Н. Н. Плеханкова ; фот. Б. А. Тишулин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2007. – 464 с.  

5. Энциклопедия «Мордовия», Г.А. Корнишина, Т.П. Прокина.

6. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу).— Чебоксары, 1960. —С. 8.

Декор наряда

Также большой популярностью пользовалась аппликация. Для ее изготовления применяли шелковые и бумажные нити, сукно, тесьму, полоски золотого шитья. Таким образом, во множестве вариантов она даже заменила вышивку. Украшали при помощи накладных узоров в основном теплые вещи.

Существенную роль в мордовском народном творчестве играет шитье бисером. Его цветовая гамма не была разнообразной, в основном это были красный, желтый, белый и черные цвета. А орнамент такой же, как и у вышивки. Он широко использовался для выполнения различных элементов декора и отделки одежды.

Национальный костюм — красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм — это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.

Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.

Войдя в анналы истории мордвы как уникальное явление, национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру XXI столетия. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.

Смелостью художественного замысла, новаторским решением отмечены работы выпускников Саранского художественного училища им. Ф. В. Сычкова. Для молодых мастеров национальная традиция становится ключом к созданию современной модели. Принципы народного моделирования проявляются в особенностях кроя, конструкциях элементов, расположении декора новой современной вещи

Эмоционально-образная сторона доминирует в творческом процессе, большое внимание уделяется ручной отделке, разнообразным традиционным приемам украшения костюма, орнаментации деталей. В этом взаимодействии народных традиций и современности воплощена благородная задача — показать богатство и разнообразие национального костюма, сохранить различные техники и технологии мордовского народного искусства (вышивки, низания и шитья бисером, плетения и аппликации)

Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет молодых мастеров изучать локальные особенности народного костюма, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие.

Моделирование одежды — одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре.


Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с поясом но мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с пулаем по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Важная деталь костюма

Стоит уделить особое внимание элементам, входящим в традиционные костюмы народов — мордовский пояс, который имел особенное значение. Он был кожаный и украшен пряжкой, изготовленной из дорогих металлов

В свою очередь, она была простой, в форме кольца, или сложной — со щитком, с целью крепления к ремню. На другой его край крепили железный наконечник, а к наружной стороне — бляшки разнообразных форм. И все это украшалось различными узорами и камнями. Также его использовали как приспособление для подвешивания оружия или иных вещей. С давних времен пояс считался мужским отличительным признаком.

Обувь у них была простая — лапти. Но, как и у женщин, в дни праздников это были сапоги с каблуком и сборкой на голени.

Один из популярных головных уборов — черные и белые валяные шляпы с маленькими полями. Летним вариантом были холщовые колпаки. В холодное время года надевали шапки-ушанки и малахаи.

Особенности головных уборов

Один из элементов, украшающих женский традиционный костюм, — мордовский головной убор. Их было несколько видов. Большие — с жестким основанием в форме прямоугольника и конусообразные — назывались панго, такой вид носили эрзи. Значительную популярность получил убор-сорока. Представлял он чепец из холста, вышитый бисером и позументом, под него надевали чехлик или волосник.

Неотъемлемой частью являлись височные подвески, которые изготавливались из ракушек, пуховых перьев, монет. Еще популярны были налобные украшения в виде бахромы или перьев.

А женщины-мокши отдавали свое преимущество мягким, негромоздким уборам типа полотенца с вышитыми концами.

Эта деталь наряда должна определенно соответствовать годам и семейному положению его обладательницы.

Также существовали свои правила и традиции, например, девушке в отличие от женщины разрешалось не полностью покрывать голову. А в церковь было принято надевать платок, напоминающий короткое полотенце с вышитыми узорами на концах. Молодые девушки носили накосники.

Мужская одежда эрзян

Основными частями мужского костюма у эрзи является рубаха (панар ) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста, наподобие халата.

Весной и осенью надевали сумань — вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком.

Зимой мужчины носили шубу из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно надевали, как и чапан, в дорогу.  Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. 

Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма

Важное значение в костюме мордвы принадлежало поясу. Кроме того, что он служил украшением, к нему удобно было подвешивать оружие (меч, саблю) и другие необходимые предметы

Пояс обычно изготавливался из полоски кожи и имел серебряную, бронзовую или железную пряжку. Пряжки могли быть простыми — в виде кольца с язычком для застегивания и более сложными — с щитком для прикрепления к ремню.

Щиток богато украшался литым, резным и другими видами узоров, а иногда и полудрагоценными камнями. На нём изображались человеческие лица, узоры, цветы, растения. На другой конец ремня обычно надевался металлический наконечник, который также покрывался различными узорами. С внешней стороны к ремню прикреплялись металлические пластины — бляшки, которые имели различную форму: прямоугольную, квадратную, сердцевидную. Они также украшались узорами и изображениями.

У воинов древней мордвы пояс служил знаком отличия. Чем более уважаем был человек, чем больше он совершил военных подвигов, тем богаче был его пояс. У прославленных воинов он украшался десятками пластин-бляшек. К нему приделывались дополнительные наконечники и пряжки.

Мордовский женский национальный костюм

Специалисты отмечают, что их женские костюмы выглядят особенно красочно. Они считаются вершиной декоративно-прикладного искусства среди местных представительниц прекрасного пола. При этом, он подразделяется на мокшанский и эрзянский подтип. А они, в свою очередь, делятся еще на несколько разновидностей.

Известно описание мордовской рубахи, описание которой делал этнограф начала XX столетия. Он писал, что нашивки на рубахе расположены довольно оригинально. Она очень напоминает верхнюю одежду византийских царей — далматик
. Особую торжественность ей придает большое количество шерсти.

О процессе изготовления нарядов

Красочным и оригинальным проявлением таланта считается вышивание, являясь одним из главных украшений национальной одежды. В процессе рукоделия применялись шерстяные, но иногда и шелковые нитки. Также стоит отметить тот факт, что основными цветами мордовского народа являлись темно-красный и черный с синим оттенком, а дополнительными — желтый и зеленый. Наиболее популярно использование в орнаменте восьмиугольных звезд. В основном узоры были расположены по наклонной сетке.

Девочек начинали обучать вышиванию с раннего возраста. Такое умение считалось одним из достоинств девушки. Между собой они всегда соревновались в мастерстве, придумывали новые рисунки и фигуры.

Все свое вдохновение по созданию новых элементов они брали из природы. Поэтому подбирались соответствующие названия узоров — звездочки, еловые ветки, куриные лапки.

До определенного времени основу, из которой шили костюм мордовский, изготавливали своими усилиями. Легкие льняные ткани, грубые холсты, шерсть для пошива теплой одежды. Также сами окрашивали натуральными красителями нитки для вышивки, и все это благодаря хорошо развитому народному хозяйству.

Помимо всего этого, женщины промышляли узорным ткачеством. Обычно оно использовалось для украшения элементов одежды: головных уборов, поясов. Мордовский народ использовал в убранстве геометрический орнамент: ромбы, клетка, зигзаг, елочки.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий