Узбекский национальный костюм

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Изменения в крое платья

Традиционная национальная одежда узбеков (в том числе и женские узбекские платья) долго сохраняла черты архаичности. Это продолжалось до самого 20-го века. Раньше мужская, детская и женская одежды отличалась однообразием и практически имели совершенно одинаковую форму и крой.

Лишь к концу 19-го века фасон одежды, в том числе и женских платьев, был немного модернизирован. Появилась отрезная кокетка в районе груди, на горловине маленький воротник стоячий и манжеты.

Стали более смело использоваться разные цвета в пошиве женской одежды. Вот тут-то и засияли женские платья своими удивительно яркими, разноцветными шелками и знаменитыми в те времена хан-атласами.

Отличия платьев

Узбечки замужние носили платья с разрезом ворота вертикальным, расположенным на середине груди и длиной около 25 см. Эти разрезы также завязывались тесемками, застегивались на пуговицу или же закалывались брошью.

Как называется узбекское платье? Куйлак. Этот наряд при всей своей однотипности в крое имел самые разнообразные виды.

Узбекские национальные платья в каждой области имели определенные различия. Например, платья узбечек, проживающих в Самаркандской и Бухарской областях, по краю ворота с вертикальным вырезом обшивались пешкуртой. Это тесьма из золотого шитья. Также вороты могли украшаться и красивой национальной вышивкой.

Дома женщины носили летом одно платье, а в холодное время года одновременно надевали два (одно на другое). Узбекские национальные платья для праздничных мероприятий тоже надевались по несколько штук одновременно. Обычно так наряжались женщины наиболее знатных слоев или молодые девушки после свадьбы.

Например, три платья надевали одновременно таким образом, чтобы рукава, украшенные богатой вышивкой, были видны все (один из-под другого). Таким образом показывалось богатство и великолепие гардероба. Многие женщины, идя в гости, брали с собой и другие платья, переодеваясь в которые, они демонстрировали свои прекрасные туалеты.

Мужская одежда

Мужская одежда состояла из , различного фасона, , , кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — или .

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей и была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Верхняя одежда

Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборы

  •  — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
  •  — головной убор узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
  •  — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская тюбетейка из имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

Обувь

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

Галерея

Мирза Абдулхак и Рустам–бег, узбеки рода катаган. На переговорах в г, .Узбеки Ходжента в традиционных одеяниях, , приблизительно – гг.Узбеки , , Северо-Северо-Западный , г.Узбек на фестивале шелка и специй в .

Современные узбекские платья фото

И сейчас для узбекского национального женского (и девичьего) костюма характерно платье, имеющее нетрадиционный фасон: свободное, собранное на груди и спине у кокетки, со стоячим или отложным воротничком и почти прямыми вшивными рукавами. Но все больше и больше стали появляться элегантные платья более современного покроя (чуть приталенные).

И куйлаки (узбекские платья), и лозимы (штаны) шьются в основном из местного шелка (или атласа) и других фабричных шелковых тканей, имеющих своеобразный неповторимый узбекский рисунок. Но это все – национальная одежда. Подобные узбекские платья до сих пор используются женщинами в обыденной жизни (в сельских местностях), в праздничных мероприятиях и других важных жизненных событиях.

Сегодня вместо прежнего чапана (женского халата) узбечки носят жакеты, джемперы и даже легкое пальто и прочую европейскую одежду.

Изменилось многое и во внешнем облике местных красавиц. Раньше прически женщин среднего возраста представляли две косы, а молодых девушек – множество мелких косичек. Сегодня все чаще можно увидеть женщин с современными модными прическами в сочетании с современным костюмом.

Мужской и женский национальный костюм. Узбекские тюбетейки

Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.

Узбекская мужская одежда

Основу национального мужского костюма составляет чапан – стеганый халат, который подвязывается поясным платком – кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак – нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон – широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.

Пояса в парадной одежде часто очень нарядные – бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Узбекская женская одежда

Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.

Обувь состояла из махси (ичиги – красивые сапожкибез задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.

Женский и мужской национальный головной убор. Тюбетейки

Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.

Сейчас в крупных городах редко можно увидеть человека в тюбетейке, и по большей части она выступает важной деталью одежды на семейных и религиозных праздниках. Традиционная тюбетейка имеет четырехгранную конусообразную форму, она черного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде 4-х «перчиков» и 16-ти миниатюрных арочек

Повседневная тюбетейка «калампир» – одна из самых простых и распространённых, но нельзя недооценивать её значения. Даже в условиях повсеместного влияния европейской культуры, такая тюбетейка необходимый атрибут на некоторых мероприятиях. У каждого региона Узбекистана – своя тюбетейка по высоте и узорам. При всем богатейшем разнообразии принято считать, что в Узбекистане шесть основных школ шитья тюбетеек: ферганская, ташкентская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, самаркандская, бухарская и хорезмско-каракалпакская. Для особых, праздничных случаев существуют нарядные тюбетейки – они богаты яркими и красочными вышивками и узорами, золотым шитьем.

Особенности наряда узбекской невесты

Хотелось бы немного коснуться узбекской свадьбы. Ключевым отличием восточных церемоний является множество ритуалов праздничных. Такие традиции узбеки очень чтят и соблюдают. И национальные узбекские платья свадебные – неизменная часть таких обычаев.

В некоторых регионах Узбекистана жители остаются верны национальным традициям, и на девушку, выходящую замуж за узбека, надевают костюм национальный. Свадебное платье шьется из того самого хан-атласа, поверх него надевается богато расшитая безрукавка, а сверху еще накидывается и халат шелковый или камзол бархатный, расшитый золотом.

Тут же обязательны и те самые шелковые лозимы, надеваемые под платье. Голова девушки украшается ажурным кокошником с подвесками, и лицо невесты покрывается вуалью. Множество ювелирных украшений дополняют изумительный свадебный наряд невесты (кольца, браслеты и многое другое), символизирующих верность супругу. И это тоже своего рода ритуал, оберегающий невесту от сглаза.

Сейчас многие представительницы этих краев отдают предпочтение более модным тканям и стилям городского типа, но национальные наряды будут всегда оставаться непременным атрибутом праздничных мероприятий этого восточного народа.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий