Нравственные правила

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Если грешник способен нарушать требования Божественного нравственного закона, то не следует ли из этого, что в строгом значении слова нравственный закон не закон

Как и любое творение Божье человек обусловлен рядом утвержденных Богом законов: физических, химических и др. Кроме того, как существу личностному человеку дан нравственный закон. В соответствии с этим законом все люди являются нравственно ответственными перед Создателем, ближними и самими собой.

Являясь богоучрежденным законом, нравственный закон подразумевает необходимость подчинения ему всех без исключения людей. Однако, в отличие от физических законов, действующих на человека с безусловной необходимостью, вне зависимости от того, хочет он подчиняться этим законам или не хочет, к исполнению норм нравственного закона люди обязываются, но не непреодолимо.

Согласно учению Церкви, нравственный закон естественным образом проявляется в человеке в связи с его нравственным чувством; требования этого закона регулярно звучат в голосе его совести (Рим.2:14-15); однако человек волен не прислушиваться к этому голосу.

Требования «естественного нравственного закона» (выразительницей которого и является совесть) подкреплены требованиями «откровенного нравственного закона» (по сути речь здесь идёт не о двух разных законах, но о двух формах сообщения человеку Божественной воли относительно его нравственной жизни). Отчасти положения «откровенного закона» были переданы людям во времена Ветхого Завета, но с большей полнотой — Господом Иисусом Христом во время Его земного служения.

Видя, что беззаконники могут свободно игнорировать требования нравственного закона, многие даже не признают этот закон за закон. Мол, что же это за богоучрежденный закон, если его можно не соблюдать? Коль скоро, считают они, этот «так называемый закон» действует лишь на тех, кто сам желает его соблюдать, то он и не должен восприниматься как объективно существующий закон, но в лучшем случае — как субъективное представление определенных людей о морали, о том, что такое зло и что такое добро.

Между тем это не так. Нравственный закон — именно закон, и как закон действенен в отношении всех людей вообще, однако его действие проявляется не в форме фтальной, непреодолимой силы, влекущей человека к Добру, а иначе: побуждая к добру, но не насилуя волю; при этом человек имеет возможность следовать наперекор данному побуждению.

Однако, сказанное вовсе не означает, что фактом невыполнения грешниками нравственного закона отрицается и сама его действенность: если грешники не исполняют требований нравственного закона, тогда его действие проявится по отношению к ним в соответствующем их греховности воздаянии, в том числе в посмертном, на Частном суде, и в окончательном, на Страшном Суде.

Золотое правило нравственности как объект пристального внимания философов

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона. Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Истоки религиозно-нравственных норм

Нравственные законы начали формироваться еще в первобытном обществе для того, чтобы противостоять животным инстинктам. Именно они отличали и отличают человека от остальных живых существ. Но биологические инстинкты оттачивались на генном уровне миллиарды лет. Нравственные нормы социального мира формируются на протяжении меньшего временного периода, так что между этими законами явное неравновесие.

В отличие от правовых норм нравственные нормы не защищаются на государственном уровне. Считается, что общество реагирует на отступление от нравственных норм устным или письменным неодобрением, осуждением, порицанием. Но общество точно так же может рекламировать отступление от моральных устоев. Поэтому единственным всемогущим и контролирующим институтом, который следит за соблюдением норм нравственности остается церковь.

В христианстве есть десять главных заповедей: не убий, не укради… Но в основе всех этих норм лежит «золотое правило нравственности»: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». По сути это универсальная формулировка отношения личности к себе через взаимоотношения с другими. Это морально-нравственное требование упоминалось еще в «Одиссее» Гомера, трудах Аристотеля. Правило упоминалось в энциклопедиях и философских трудах под различными названиями: суждение, высказывание, заповедь, мудрость. Золотой статус закрепился за ним в конце XVIII века.

Сегодня много говорят о неразрывной связи нравственности и жизнеспособности общества, а христианская религия на протяжении всей истории дает советы людям, как в этом обществе жить. Но 2 000 лет христианской практики доказали, что выполнять нравственные нормы и жить в социуме не удается никому.

Упражнение на тему о правилах морали с условным названием диссертация, научная статья, научная публикация, курсовая или дипломная работа, реферат, шпаргалка, доклад, презентация, понятие, определение и т.д.

Тимур не собирается рассказывать читателям о тех правилах морали, которыми сегодня гордится все просвещенное человечество. Просвещенное человечество, как малое дитя, играется любыми блестящими игрушками, совершенно не подозревая о существовании или отсутствии в этих игрушках вреда или пользы.

Но Тимур намерен ткнуть носом просвещенные научно-государственные элиты в их собственное моральное дерьмо, которое эти самые научно-государственные элиты называют вершиной современных правил морали, вершиной человеческого разума.

В текущий момент в человеческой земной цивилизации вершиной моральных правил декларативно заявлена «Всеобщая декларация прав человека», благодаря которой человеческая цивилизация ПОЧТИ избавилась от ЯВНЫХ форм физического рабства и приобрела много более эффективный способ рабовладения МЕНТАЛЬНОЕ РАБСТВО.

В качестве вершины моральных правил научно-государственные элиты учредили «Всеобщую декларацию прав человека», причем этот документ составлен по всем самым совершенным методикам вербального жонглирования.

Как привить нравственные ценности ребенку

Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.

Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:

Личный пример.

Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.

Беседы вместо проповедей.

В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.

Дискуссии вместо лекций.

Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».

Совместные игры.

Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.

Чтение.

Книги учат и одновременно отвлекают от гаджетов. Для начала можно читать книги вслух, объяснять или обсуждать интересные места. Главное, выбрать истории по возрасту: сказки станут прекрасным примером в раннем возрасте, ведь там четко разделены границы добра и зла. В подростковом возрасте можно читать книги, где обсуждаются серые стороны морали. Но независимо от возраста нужно знать, что читает ребенок.

Педагоги и психологи рекомендуют разбирать этические вопросы на семейном совете и при этом наделять детей правом голоса. Каждый раз, когда дети рассуждают о несправедливости или нечестности, поддерживать эту тему.

Жизнь – нравственный процесс. Привитые с детства ценности помогают решать вопросы нравственного выбора: между великодушием или скупостью, смелостью или трусостью, сочувствием или злонравием. А еще – строить нравственные отношения: правильно расставлять приоритеты, вкладываться в отношения, принимать свои темные стороны, получать искреннюю заботу и понимание.

Выводы:

  • Нравственные нормы – группа моральных норм, которые не защищаются силой государства.
  • Какой у человека нрав, такая нравственность.
  • Все уроки христианской истории являются уроками нравственности.
  • Все религии провозглашают нравственные законы, но ни одна религия не приводит людей к их полному выполнению.
  • Не имея прочной нравственной основы, невозможно добиться успеха.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.

Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.

Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества

Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.

Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности

Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.

Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.

Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.

Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих  сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Узкое и широкое понимание нравственности

В этике нравственность рассматривается в узком и широком смыслах:

Как характеристика морального воспитания человека, уровня образования и качества поведения.Как синоним моральности; характеристика общественного уровня морали.

Теория морали: физиологические и антропологические концепции

Основанная на обычаи мораль видоизменялась и укреплялась с развитием общества. На социальном уровне господствует антропологическая концепция морали, основанная как раз-таки на территориальном единстве и установлении межиндивидуальных правил поведения. Абсолютизация норм морали получила широкое развитие в классической немецкой философии, а именно в работах И. Канта – «категорический императив».

Физиологическая или эволюционистская концепция относится к нейробиологическим исследованиям мозга. Теоретики новой концепции рассматривают социум, как единый организм, а человека – органическое его продолжение (Г. Спенсер). Социобиологи считают, что мораль заложена на инстинктивном уровне, а моральные правила – лишь вербализированное и рационализированное следствие естественных проявлений (М. Шермер).

Исследователи М. Беков и д. Пирс выдвинули теорию универсальной моральности всех млекопитающих – похожие основы поведения или своеобразной «нравственности» присущи всем видам животных, формирующих сложные иерархические или синхронические отношения в группе. Например, по мнению ученых, шимпанзе часто проявляют эмпатию по отношению к сородичам одной группы, корректируя реакции в ходе разных ситуаций. Животные формируют новые уровни политики в своей группе.

Политика – термин, произошедший от античного «полис» — городская община с формой самоуправления осознанными гражданами. Как особая форма общности была популярна в античности. Философы, рассматривающие понятие полиса и политики: Платон, Аристотель.

Мораль сейчас

С 80-х годов ХХ столетия мораль неразрывно связана с этикой, как ее составляющая, и подразумевает оценочный и назидательный способ познания окружающего мира через противоборствующие или противоположные категории, в частности, добра и зла. Правила морали, корректирующие общественную деятельность, основаны на античных достижениях, древневосточных учениях (конфуцианство, даосизм), христианской этики (хар-но для византийских стран-последователей).

Основные правила морали:

  • «Не делай другому то, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе»;
  • «Не убивай;
  • «Не кради»;
  • «Не посягай на чужое»;

Первое правила также выступает «Золотым правилом морали», а последующие тезисы часто относят к моральным нормам или нравственности – добросовестны человека или его приобретенным качествам, которые побуждают следовать основным правилам морали.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

Нравственный закон и закон физический. Их сходство и отличие

Законы могут быть двоякого рода – физические и нравственные. Первые определяют деятельность сил и существ физического мира, не имеющих сознания и свободы, вторые же определяют деятельность нравственно-разумных существ, действующих свободно и с сознанием (т.е. людей).

Отличительной чертой всякого закона является всеобщность и необходимость. Этими свойствами обладает и нравственный закон. Он всеобщ, так как тот самый закон, который я слышу в своей совести, слышат в себе и все другие люди: нет ни одного человека, ни одного племени или народа, который не сознавал бы, что одно должно делать, а другого избегать. Он необходим; это значит, что он содержит непременное требование по отношению к человеку, хотящему достигнуть нравственной своей цели. Нет другого пути к этой цели, кроме пути исполнения закона.

Будучи сходен этими чертами с законом физическим (также всеобщим и необходимым), нравственный закон в то же время

и отличается от закона физического. Закон физический определяет деятельность сил и существ мира физического (материального), закон нравственный определяет деятельность существ нравственно-разумных и свободных. Закон физический есть закон количества сил: он состоит в простом соотношении между причиной и следствием. Закон нравственный есть закон качества сил: он содержит в себе понятия добра и зла, совершенно чуждые закону физическому.

По черте всеобщности отличие нравственного закона от закона физического состоит в том, что закон физический осуществляется всюду одинаковым образом. Закон нравственный исполняется различными людьми не одинаково: одно и то же требование нравственного закона (например, требование самопожертвования) исполняется различно в зависимости от личности каждого человека, его положения, пола, возраста и т. д. Один, например, жертвует собою как воин, защищая свое Отечество; другой как врач, третий как ученый, четвертый как пастырь Церкви, пятый как рабочий и т.д. Один в пожертвовании собой умирает, другой борется. Каждый действует сообразно своему индивидуальному положению в нравственном мире и сообразно различию задач, поставленных Богом различным людям. Когда апостол Павел внушает римским христианам испытывать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная, то он имеет в виду побудить их к сознанию и исполнению не только общих требований нравственного закона, которые относятся одинаково ко всем, но и тех, которые поставлены были волею Божиею именно им, именно в том положении, в котором они находились, и при тех духовных дарах, которыми они обладали.

Отличается нравственный закон от закона физического и по черте необходимости. Необходимость возможна двоякая: безусловная и обусловленная.

Безусловная необходимость господствует в физической природе: здесь закон непосредственно переходит в действие. Закон физический действует с безусловной необходимостью, исключающей всякое преднамерение или цель, всякое предызбрание средств.

Закон нравственный, действуя с обусловленной необходимостью, и выражает собою такое требование, к исполнению которого нравственные существа не вынуждаются, а только обязываются; это значит, что требования нравственного закона исполняются человеком только тогда, когда человек признает эти требования обязательными для себя.

Таким образом, нравственный закон обусловлен признанием его со стороны свободной воли человеческой. Он является как требование, всегда оставляющее место соображению, рассуждению, решению. Обусловленная необходимость нравственного закона называется обязательством.

Обязательство есть поведение без принуждения.

Например, нравственный закон обязывает быть милосердным, но не принуждает к этому. Человек может и не выполнять этого требования нравственного закона. Однако это не значит, что в случае невыполнения требования нравственного закона последний (закон) отменяется и разрушается в объективном значении своем.

Закон нравственный остается законом, но, не достигая подтверждения своего со стороны человека положительным путем (путем исполнения его требований), он достигает своего подтверждения отрицательным образом. Он воздействует против уклонения от него человека и навлекает на него те пагубные последствия, какие неразлучны с уклонением какого бы то ни было предмета от своего существа, т.е. влечет за собой саморазложение, самоуничтожение, продолжающееся до тех пор, пока человек снова не подчинится требованиям закона. Аще не… послушаете (велений Божиих) – меч вы пояст (меч пожрет вас) (Ис. 1:20), – свидетельствует пророк.

Правила этики

Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.

Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность
Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство
Главное – желание и тренировка.

Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям

Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику

Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.

Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.

Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности. Не следует заискивать и быть чересчур любопытным

Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.

Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.

Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.

Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.

Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.

Святитель Василий Великий

Нравственные правила

Творения. Том 1 (часть 3)

Оглавление

Правило 1: О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его.

: О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто.

: О любви к Богу и о том, какой ее признак.

: Что такое – честь Богу, и что – бесчестие.

: О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее.

: О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его.

: О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению.

: О вере, и несомненности глаголов Господних.

: О знании и незнании того, что до нас касается.

: Какой конец греха, и какой конец заповеди Божией.

: О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать.

Правило 12: Об отриновении Божиих изволений, и о прекословии оным, или о послушании Божией воли и о соблюдении оной.

: О готовности во всякое время и о неукоснительном тщании тех, которые стараются о благоугождении Богу.

: О благовременности каждого дела, взятого в отдельности.

: О надежде на чужие заслуги.

: О думающих, будто бы могут они воспользоваться тем, что живут с людьми добродетельными и богоугодными, тогда как сами себя не исправляют.

: Как должно располагать собою в рассуждении настоящего времени.

: О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся об этом исполнении.

: О том, кто препятствует, и о том, кто встречает препятствие к исполнению заповеди Божией.

: О крещении; какое намерение и какая сила крещения.

: О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного.

: как иной отчуждается от Бога, и посредством чего делается близким Богу.

: Об одолеваемых даже теми грехами, которых ненавидят.

: О лжи и истине.

: О празднословии, и о наблюдении, чтобы речи были полезны.

Правило 26: К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления.

: Об уподоблении, по возможности, Богу и Святым.

: О различении людей добрых и недобрых.

: О том, как можем уверять в своем звании.

: О чествовании того, что посвящено Богу.

: Об употреблении того, что отделено для Святых.

: О долгах и уплате оных.

: О соблазняющих и соблазняемых.

: Об обязанности каждого быть для других в своей мере образцом добродетелей.

: Об унижающих доброе в других.

: О чествовании Святых и о расположении к ним.

: Об усердствующих, по мере сил, милостию.

: Как надобно угощать.

: О твердости в соблазнах.

: О преподающих новые учения.

: Об отсечении соблазнителей, и о пощаде тех, которые более немощны.

: О том, что Господь пришел исполнить Закон.

: О различии заповедей Закона и Евангелия.

: О том, что бремя Господне легко, а грех тяжел.

: О равном всех чествовании и о смиренномудрии.

Правило 46: О тщательном преуспеянии в великом или малом.

: О богатстве и о нищете, и о том, что за ними последует.

: О благотворении братиям, и о занятии для этого работою.

: О входящем в тяжбу и ищущем удовлетворения себе или другому.

: О мире и примирении.

: Каков должен быть тот, кто покушается исправить ближнего.

: О скорби при виде согрешающих; как должно обращаться с ними, когда их бегать, и когда принимать в свое общество.

: Какое осуждение тем, которые за нанесенную им, по мнению их, обиду помнят зло.

: О произнесении суждения, и о медлении в суждении.

: Об усердии к Богу, об исповедании Божиих дарований, и о благодарении за них.

: О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться.

: О превозношении заслугами.

Правило 58: О приобретении и о сообщении другим Божиих дарований.

: О чести и славе человеческой.

: О различии Божиих дарований, и о взаимном согласии тех, которые по этим дарованиям стоят выше или ниже.

: О малозначительности на человеческий взгляд тех которые приемлют Божию благодать.

: Об искушениях, когда их должно уклоняться, и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников.

: О робости и смелости в напастях.

: О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа.

: Как должно молиться и при самой кончине.

: О тех, которые оставили подвизающихся за благочестие, и о тех, которые вместе с ними подвизаются.

: О тех, которые скорбят об умирающих.

: О различии настоящего и будущего века.

Правило 69: О том, что запрещается или одобряется в Писании совокупно и наравне.

: О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить.

Правило 71: О том, что наравне заповедано предстоятелям.

: О слушателях. Как учащиеся должны различать духовных учителей от не таковых; какие иметь к ним расположения, и как принимать их уроки.

: О живущих в супружестве.

: О вдовах.

: О рабах и господах.

: О детях и родителях.

: О девах.

: О воинах.

: О государях и подданных.

: Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели.

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение».

      >>>

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий