Мода в стиле рококо

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Декоративно-прикладное искусство

См. также: Шинуазри и стиль Людовика XV

Интерьер в стиле «позднего» Людовика XV — переход к неоклассицизму(музей Ниссим-де-Камондо)

Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора и нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».

Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.

Мужской костюм середины XIX века

Стиль второе рококо в костюме распространился не только по всей Европе, но также проник и в Америку. Костюмы героини романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара являются как раз весьма ярким примером женской моды стиля второе рококо. Однако в мужском костюме данного периода никаких отсылок к стилю рококо XVIII века не существовало.

Портрет Наполеона III с сыномимператор Франции, супруг императрицы Евгении

Мужчины в середине XIX века не стали вновь носить чулки и пышные брюки-кюлоты, а также украшать свою одежду бантами. Не вернулись в моду и парики. Одежда мужчин XIX века продолжала развиваться, следуя тенденциям, появившимся после французской революции – удобство и простота.

Франц Ксавер ВинтерхальтерПортрет Наполеона III, 1857 год

В данном случае костюм полностью отражал образ жизни мужчин XIX века. В это время большую роль в обществе играют уже не аристократы, могущие позволить себе праздный образ жизни, а представители буржуазии – торговцы и владельцы фабрик. Таким людям нужна свобода движений, так как их жизнь была насыщена различными деловыми встречами и поездками.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Мужской костюм середины XIX века — это брюки, рубашка, жилет и сюртук. Белые рубашки с отложным или стоячим воротничком чаще всего носили более обеспеченные люди, среди простого рабочего народа была мода на цветные рубашки. С 1860-х мужчины также начинают носить манишки — часть одежды, которая может пришиваться или пристёгиваться на грудь как мужской сорочки, так и женского платья.

Мужские брюки 1850-х были на штрипках. Штрипки – это тесьма, пришитая внизу к штанинам брюк и продеваемая под ступню. Таким образом, данная тесьма обеспечивала натяжение брючины и исключала возможность любых складок по ширине, что было очень модно в XIX веке. В 1860-е уже носят брюки без штрипок. Такие брюки более длинные и их опускали низко на обувь.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Что касается сюртука (длинный двубортный пиджак, обычно приталенный), то уже в 1860-е годы вместо него мужчины все чаще начинают носить привычные нам и сегодня пиджаки.

И брюки, и жилеты, и сюртуки, а позже и пиджаки шились из шерстяных тканей темных цветов.

Еще одно новшество в мужской моде XIX века – костюм-визитка. Согласно названию, данный костюм был предназначен для визитов – походов в гости и на небольшие праздники. Особенности визитки, в отличие от сюртука, прямой силуэт, закругленные полы, отрезная талия и однобортная застежка (изделие застёгивается одним вертикальным рядом пуговиц, в то время как двубортная застежка — два ряда пуговиц параллельно).

Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Таким образом, стиль второе рококо середины XIX века наиболее ярко проявился в женском костюме, в то время как мужской костюм можно отнести к классическому стилю в одежде.

Живопись

Франсуа Буше. «Завтрак» (1739).

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Что интересно, молодость тут выражалась при помощи румянца на лице нарисованного персонажа. Эта особенность рококо очень старательно избегалась в барокко. Это происходило из-за большого влияния церкви на все искусство, созданное во время расцветания барокко. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных весьма правдоподобно. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид)

Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист

Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.

Среди крупных представителей живописи рококо в других европейских странах: Фрэнсис Котс (в Великобритании), Жан Юбер (в Швейцарии), Густаф Лундберг (в Швеции).

Общие понятия

Данный стиль возник в 18 столетии, став одним из направлений более широкого барокко. Однако изначально всем полюбившийся утонченный стиль именовали рокайль, так как на французском его название звучит именно так. Всем привычное рококо внедрилось в обиход лишь в 19 столетии.

Среди характерных черт данного направления, которые отличают его от барокко, стоит выделить:

  1. Изобилие декора. Такое излишество наблюдается и в барокко, однако в последнем подобных элементов было намного больше и смотрелись они слишком наляписто. В то время, в рококо декор выглядит нарядно, но уместно.
  2. Изящество. В барокко основной чертой была излишняя неуместность. Такие интерьеры, мебель и постройки часто выглядели перенасыщенными и даже немного пошлыми. В рококо такие тенденции отсутствуют, а вычурность используется в достаточном количестве и выглядит изящно, витиевато, изысканно. Ничего лишнего – только роскошь и красота, чего о барокко, к сожалению, не скажешь.
  3. Орнамент. В каждой детали просматривается некий узор, рисунок или мотив. Все интерьеры и картины наполнены жизнью. В барокко же такого не было, ведь стиль только зародился и требовал неких корректировок. Яркие примеры витиеватых узоров можно увидеть воочию либо на фото из интернета.
  4. Живость и молодость. Эта тенденция особенно ощутима в мейк-апе. Дамы эпохи барокко красились так, чтобы визуально казаться более степенными и солидными, поэтому косметика заметно прибавляла им возраста. Однако леди в стиле рококо напротив, использовали пастельные и свежие мотивы, усердствуя с румянами и губной помадой. Поэтому их лица на публике всегда сверкали красотой и свежестью. Однако изобилие макияжа запросто могло привести к казусам. К примеру, мужья не сразу узнавали в юных красавицах собственных жен. Заметить данную тенденцию можно по фото картин той эпохи.
  5. Вышивка. Эта тенденция наблюдается как в барокко, так и в рококо. Все ткани, включая материалы для платьев, туфель и мебели, обязательно были инкрустированы витиеватыми узорами из ниток и камней.
  6. Пастель. В барокко преобладали насыщенные оттенки, в то время, как в рококо на первом месте стояла нежность. Поэтому дизайнеры и живописцы отступили от старых канонов, предпочитая пастельные тона во всем.

Чаще всего использовался стиль рококо в интерьере, однако существуют и картины в данном направлении, а также некоторые модные тенденции. Веяния столь нежной и грациозной культуры до сих пор вдохновляют десятки дизайнеров и деятелей культуры, которые стремятся отобразить и воссоздать нечто новое и нетривиальное.

Платье на каркасе

Как создавалась правильная и модная форма платья в виде перевернутого очень широкого бокала? Корсет – самый главный атрибут не только того времени. Делали его как отдельным элементом, так и соединенным с так называемым “юбочным каркасом”. Каркас состоял из прутьев ивы и даже металлических прутьев! Вся конструкция обтягивалась плотной тканью и создавала некое подобие цельнокроеного с нижней юбкой корсета. Каркас платья рококо очень напоминал огромную корзину, отсюда и его название – панье. Разновидностей таких панье было несколько: утренние маленькие панье, сплющенные спереди и сзади панье – гондолы и совсем широкие панье – с локтями.

Стильные аксессуары в образах рококо

Настоящим шиком времен рококо для женщин считались шелковые чулки, расшитые жемчугом и золотыми или серебряными нитями. Но этого было мало для модниц. Они старались подчеркнуть столь сексуальный изыск. А помогали им в этом элегантные шелковые туфли на каблуке-рюмочке, с золотой вышивкой или украшением в виде бантов, аналогичных тем, что уже заняли почетное место на лифе платья госпожи.

Обязательными атрибутами любого наряда считались шелковые перчатки светлых оттенков, подчеркивающие изящество рук и гармонирующие с тканями платья. Еще одним незаменимым аксессуаром являлся веер. Учитывая жесткость корсетов и тугие шнуровки, создающих эффект тончайшей талии, женщинам часто просто не хватало воздуха, и тут на помощь приходило миниатюрное опахало их перьев, украшенное драгоценными камнями. Но куда его положить на время прогулки? Одним из открытий, приписываемых стилю рококо, стали маленькие сумочки для косметики, называемые «помпадур» по имени знаменитой фаворитки французского короля, которая была известна своей любовью к роскошным, а иногда и скандально-открытым нарядам и нововведениям в одежде.

портрет законодательницы моды рококо мадам де Помпадур

Каждая деталь нарядов в стиле рококо выглядит одновременно милой и шикарной, нежной и освежающей, сродни легкому дыханию весеннего ветерка. Несмотря на многослойность, наряды выглядят воздушными и невесомыми. В такой одежде любая из женщин становится подобна хрупкой фарфоровой куколке с подчеркнуто тонкой талией, нежными плечами и соблазнительно округлыми формами – настоящий идеал очарования и женственности!

Фото:

Татьяна Душенкова под ред. Валентины Чайко.
  • Стиль одежды Одри Хепберн: шик на экране и в жизни! >

Примечания

  1. В. Г. Власов. Регентства стиль во Франции // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-Классика, 2008. Т. VIII. С. 82-89.
  2. В. Г. Власов. Рококо, или стиль рокайля // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-Классика, 2008. Т. VIII. С. 236—254
  3. Чернов И. Опыт типологической интерпретации барокко // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 38
  4. Б.И. Пуришев. Рококо // А.А. Сурков «Краткая Литературная Энциклопедия». — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. — Т. 6. — С. 339.
  5. E. Ermatinger. «Barock und Rokoko in der deutschen Dichtung». — Lpz., 1928.

Архитектура и интерьеры

При Людовике 14 принято было возводить правильные и излишне парадные постройки, также аналогичная тенденция наблюдалась и в искусстве. Но с приходом рококо все изменилось. Данный стиль привнес в архитектуру изменение канонов, некую легкость и воздушность.

Теперь зодчие стремились не воссоздать строгую форму, придерживаясь пропорций, а сотворить нечто новое, первозданное, невиданное. Теперь в архитектуре появились приветливые и игривые нотки, располагающие к посещению здания или комплекса.

Конечно, при возведении зданий неизбежно применялись прямые, однако их умело декорировали фигурной лепниной. Также архитектуре рококо присущи такие черты:

  1. Скрученные винтообразные колонны, имеющие разную длину и даже толщину.
  2. Полное отсутствие симметрии в искусстве оформления зданий.
  3. Карниз над карнизом. При этом данные элементы сильно выдаются вперед.
  4. Максимум внимания декору крыш: балюстрады, постаменты с вазами и скульптурами и т. д.
  5. Изобилие лепнины, большая часть которой сконцентрирована в дверных и оконных проемах, а также у крыши. Данная тенденция наблюдается и в прикладном искусстве.
  6. Непосредственность. Лепнина сочетает в себе, казалось бы, не сочетаемые элементы: витиеватые растительные узоры, неотесанные камни и раковины, фестоны и маски, и многое другое.

Несмотря на всю насыщенность данного направления в архитектуре, постройки в данном стиле до сих пор пользуются огромной популярностью среди гостей городов, в которых они расположены. Ведь такие дома несут некое настроение и тепло в холодные улицы. Именно поэтому их часто можно увидеть на фото из поездок туристов.

Не менее грандиозен и стиль рококо в интерьере. Это и великолепная вышивка на тканях, и витиеватая лепнина, и уникальная мебель.

Среди характерных черт данного направления стоит выделить такие моменты:

Изысканная мебель. Основной чертой диванчиков, столов и стульев в данном стиле являются изогнутые ножи. Также мебель а-ля рокайль производится с изобилием резных узоров и орнамента. Эти детали придают изделиям изящества и дополнительной грации. Также такая мебель непременно оббивается дорогостоящей тканью, на которой выделяется изящная вышивка. Материал для изготовления таких аксессуаров подбирают пастельных оттенков. Вышивка, делающая мебель более грациозной и нарядной, наносится при помощи золотых нитей. Также для данного направления в дизайне интерьеров характерна патина. Золотистые оттенки делают мебель более грандиозной и статусной.
Натуральное дерево. Данный материал используют при оформлении стен. Также только из него уместна мебель, которая должна быть дополнена мягкими сиденьями и спинками.
Паркет. Данный материал используют для оформления пола, однако стоит помнить, что паркет должен быть узорным и экстраординарным. Увидеть примеры можно на фото из сети.
Гобелены и тяжелые гардины. Это незаменимые элементы данного стиля

Важно, чтобы на таких деталях присутствовала вышивка и вензеля. Лепнина

Данные элементы активно применяются для украшения потолка и стен.
Роскошная люстра. Также обязательно наличие на стенах бра, подсвечников, канделябров. Все должно сверкать роскошью и шиком.
Дополнительный декор. Сами понимаете, одна вышивка не сможет воссоздать красоту истинного рококо. Поэтому интерьер стоит дополнить статуями картинами в массивных рамах и аналогичными зеркалами.

Говорить об интерьерах в данном стиле можно бесконечно. Однако ничто не опишет их лучше, чем фото из интернета. Ведь качественный снимок помогает передать всю красоту и великолепие данного направления.

Платье невесты

Вот то событие, когда платье рококо является одним из главных объектов всеобщего внимания (после невесты, конечно). Это торжественное и значимое мероприятие как нельзя лучше подходит для того, чтобы нарядиться в платье в этом стиле. Фасон платья эпохи рококо один из незабываемых и популярных в свадебной моде современности. Выразительный дизайн наряда способствует его незабвенности. Свадебное платье демонстрирует богатый декор и шикарную отделку. Основной крой постоянно дополняется уникальными элементами дизайна.

Свадебное платье рококо обязательно имеет множество воланов и оборок. Мелкие элементы украшаются рюшами и бантами – все как в придворном Версале восемнадцатого века. Крой платья создается многослойными, каскадными юбками. Обязательным условием является наличие не одного вида материала.

Съемные пышные от локтей рукава, накидка или шлейф отличают платья рококо от прочих моделей. Также наряд невесты в стиле рококо – это пышный декор белоснежным кружевом, вышивка цветов по лифу и подолу. Довольно крупная аппликация из искусственных бутонов, “разбросанных” по юбке наряда в многочисленном количестве, позволяет почувствовать себя очень знатной французской придворной невестой.

Фасон позволяет подкорректировать фигуру невесты, если это необходимо. Пышная девушка станет выглядеть в платье с кринолином более хрупкой. А тоненькой предоставляется возможность добавить “аппетитности” в некоторые части тела.

Однако для более скромных девушек, не стремящихся к излишествам декора, но отдающих предпочтение фасону свадебного платья в стиле рококо, тоже есть подходящие наряды. Конечно, присутствие пышного кринолина – обязательное условие, как и наличие двух и более видов материала для пошива платья. Но невеста может выбрать более скромный декор.

Все платья в стиле рококо нужно дополнить подходящими к эпохе элементами. В любое время года пышный наряд хорошо будет сочетаться с перчатками из изысканного кружева. Длину аксессуара следует выбирать на свой вкус. В более теплое время года к подобному одеянию можно подобрать веер – он тоже является атрибутом стиля рококо. Цветы в свадебной прическе, опять же, созвучны с общим стилем наряда. Впрочем, как и шляпка, украшенная множеством белых бутонов.

Иногда невесты выбирает не совсем традиционный и привычный цвет для своего платья. Так, свадебное платье в стиле рококо может быть не только белоснежным. Цветовая палитра представлена в оттенках молока и персика разной насыщенности. Модные сейчас пудровые оттенки великолепно себя показали и в нарядах для невесты. А вот бронза и серебро – это уже цвета для более эпатажных свадебных нарядов, но все в том же стиле рококо. Декор цветного платья для невесты имеет все элементы, присущие белым нарядам данного фасона. Вышивка, оборки и пышный покрой платья действительно делает из невесты королеву.

Рококо в архитектуре

Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.

Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план.  На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей. 

Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад

Уделялось внимание и удобствам

Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль»  — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов. 

Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.

Ландшафт в стиле рококо

После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.

Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться “китайские” павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.

Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко. 

Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.

Юбок много не бывает

Облачившись в нижнюю рубашку и затянувшись в корсет, дамы надевали юбку. Часто при дворе одой такой юбки было явно недостаточно. Это не являлось проблемой – надевали еще одну, поверх первой. Если наряд не оказывался подходяще-пышным, не стесняясь, модницы облачались и в третью юбку… Наряжаясь таким образом, барышни следовали одному неоспоримому правилу: каждая верхняя юбка не должна накрывать предыдущую нижнюю полностью. То есть вся многослойность была видна, и выглядело это платье рококо весьма стильно. Чем больше юбок и оборок, тем сильнее зависть остальных придворных дам.

Вечернее рококо

А вечернее, пышное и длинное платье с глубоким декольте остается одним из ведущих классических вариантов вечернего наряда, желанного для многих девушек. Почувствовать себя шикарной барышней на выпускном вечере мечтает чуть ли не каждая юная красавица. Внешняя хрупкость (вернее, ее видимость) является визитной карточкой стиля рококо. Создается это все так же – с помощью тонкой талии и открытой линии плеч. Декорируют вечерние наряды рюшами, бантами и иногда – бахромой. Дополнять платье такого стиля рекомендуется маленькой сумочкой с вышивкой и стразами либо шляпкой или ободком, украшенными яркими кристаллами.

Рождение стиля

Рокайль – наиболее распространённый мотив
декора в стиле рококо

РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.

Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,— его главный признак.

В 1736г. французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон опубликовал альбом гравированных рисунков под названием “Первая книга форм рокайль и картелль”. Картелль (франц. cartelle от carte – карта, свиток бумаги) – то же, что картуш – элемент, знакомый по искусству Барокко, Но слово “рокайль” было тогда новым. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV. Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc – скала, камень, грот. Однако такая раковина существенным образом отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса. Она трансформировалась от строго симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину “морского гребешка”, к более динамичной, барочной. К началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом – это, скорее, причудливый завиток с двойным С-образным изгибом. Поэтому и слово “рокайль” начинает обретать более широкое значение – странная, причудливая форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное; сокращенно-иронично – “рококо”. Так родилось название нового стиля.

Рококо – искусство идущей к упадку аристократии, утратив драматизм и энергию барокко, стало хрупким, утончённым, призывающим к наслаждению и чувственным радостям. Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

Этобыл мир миниатюрных, камерных, дробных, ажурных форм, сложных орнаментов, построенных на изогнутых линиях, асимметрии, с мотивом в форме стилизованной раковины в обрамлении из сплетения завитков.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий