Стили взаимоотношений в семье

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Специфика делового общения

На работе вся коммуникация сводится к решению тех или иных задач – именно это отличает деловой разговор от любого другого. Контакты по работе в высокой степени стандартизированы, поэтому в такой коммуникации остается мало возможностей для творчества. Тем не менее, даже в жестких рамках можно и нужно проявлять свою индивидуальность – это поможет быстрее найти контакт с новыми людьми, расположить к себе оппонентов и эффективно достичь поставленных целей

При этом важно учитывать специфические особенности, присущие корпоративному речевому этикету

Деловая коммуникация бывает вертикальной и горизонтальной. Первый вариант подразумевает общение начальника и подчиненного – обычно это официально-деловой вариант, требующий соблюдения субординации. Горизонтальные связи подразумевают контакты с коллегами: к подобным разговорам можно подойти более творчески, обычно они требуют соблюдения меньшего числа правил.

Деловая коммуникация может проходить в рамках компании или подразумевать общение с потенциальными клиентами, партнерами или инвесторами. Такое общение будет иметь свою специфику

В частности, выстраивая внешние контакты, следует проявлять большую осторожность и подстраиваться под собеседника. Когда человек сможет понимать мотивы партнеров в процессе коммуникации, то может действовать смелее, например, умело использовать манипуляцию или вносить в разговор элементы межличностного общения

В деловом разговоре важно учитывать специфику профессиональной деятельности. Если человек работает в банке или в юридической фирме, принятые стандарты взаимодействия с коллегами и начальниками будут максимально жесткими и официальными

Если же он работает в сфере искусства или в индустрии развлечений, то важна гибкость стиля – он должен быть деловым, но не слишком официальным. Может требоваться грамотное употребление сленга и профессионального жаргона.

Стили общения с точки зрения психологии

Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

  •  гибкий;
  •  ригидный;
  •  переходный.

При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

Направленность в деловом общении

Каждому стилю делового общения может соответствовать своя направленность. Под направленностью общения стоит понимать отношение одного человека к другому, которое имеет в своей основе требования конкретной ситуации, систему убеждений и опыт говорящего, а выражается она в выборе коммуникативных средств. Разные направленности могут быть уместными или неуместными в различных коммуникативных ситуациях.

Если человек хочет выстроить конструктивный диалог, то очень важно уметь общаться с разной направленностью – это зависит от целей и от поведения собеседника:

  • Диалогическая направленность – это направленность на взаимное уважение, сотрудничество и равноправный диалог. Она характерна для гуманистического стиля делового общения: открытость, свобода самовыражения и попытка взаимопонимания могут стать почвой для успешного сотрудничества и развития на равных.
  • Авторитарная направленность выражается в явном доминировании одного из партнеров в общении. Такой вариант может быть уместен для манипулятивного стиля.

  • Манипулятивная направленность – это стремление получить собственную выгоду из коммуникативной ситуации. Наиболее характерна для манипулятивного стиля. Тем не менее, ситуации в рамках этого стиля могут быть очень разными: обучение подразумевает манипуляцию напрямую, а жесткие переговоры – скрытую манипуляцию. Для этих двух ситуаций требуются разные навыки в общении.
  • Альтероцентристская направленность – это ориентация на собеседника в процессе коммуникации, стремление его понять и удовлетворить его потребности. Такая направленность хорошо работает в процессе коммуникации с инвесторами, партнерами и клиентами. При этом наблюдать ее можно в гуманистическом, а иногда и в ритуальном стиле.

  • Конформная направленность – это ориентация на подчинение в процессе коммуникации, отказ от противодействия, реактивное общение. Уместной она будет в отдельных ситуациях в рамках ритуального стиля, а также такой подход характерен для коммуникации в манипулятивном стиле, когда один из партнеров доминирует в общении, а второй подстраивается. Например, такое происходит при обучении.
  • Индифферентная направленность чаще всего характерна для ритуального общения. Суть проблем, затронутых в общении, в этом случае игнорируется, диалог полностью стереотипизирован. Подобная направленность может быть уместна и в рамках манипулятивного стиля. Например, в процессе переговоров индифферентное общение является одной из основных моделей поведения.

Изучение стилей общения

При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.

В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться

Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Стили семейного воспитания

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  • способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
  • самостоятельность, ответственность за свои действия;
  • проявления инициативы, активность;
  • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
  • наличие собственного мнения, уважение к чужому.

Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Обратите внимание
На формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них

Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.

Негативные типы семейного воспитания

Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:

  • из-за психологической неграмотности взрослых;
  • отсутствия гибкости;
  • наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
  • перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и матерью;
  • эмоциональная холодность воспитателей.

Деструктивные виды семейного воспитания, причины которых кроются, прежде всего, во взрослых, имеют целый ряд классификаций. Среди них выделяют наиболее типичные, которые отрицательно сказываются на формировании детской личности.

Ребенок-кумир. Полный восторг многочисленных родственников, потакание любому желанию. Даже шалости окружающих умиляют. Ребенок в такой семье превращается в эгоиста, капризен, своеволен, готов лишь потреблять.

Воспитание по типу «Золушки» демонстрирует ребенку, что он плохой, ненужный и ущербный. Тот изо всех сил старается походить на родительский идеал, но его все равно наказывают по любому поводу.

Предъявление повышенных моральных требований. Ребенка не по возрасту нагружают заботами о младших или старших, заставляют читать и писать чуть не с пеленок, учить иностранные языки, заниматься музыкой. Минус такого воспитания – нагрузки не в меру приведут к развитию ранних неврозов.

«Ежовые рукавицы». Родители в жесткой форме навязывают свое мнение, диктуют и приказывают, срывают на ребенке злость. Требование беспрекословного подчинения чревато, из не знающего ласки малыша вырастет неотзывчивый человек, склонный к демонстративным протестам.

Гиперопека и гипоопека одинаково вредны, плохо отражаются на психике

Чрезмерное внимание или полная безнадзорность приводят к развитию неполноценной личности, дети пополняют ряды неудачников.

Привилегированность ввиду болезни. По-настоящему ребенок болеет или его физические слабости преувеличены, постоянно трясущиеся о нем родители делают своему чаду медвежью услугу

Дети в таких семьях вырастают с хорошо усвоенными правами, но ничего не ведают о своих обязанностях, становятся неженками-приспособленцами или подхалимами.

Противоречивое воспитание. Характерно для большой семьи, где бабушки и дедушки придерживаются своих методов, а отец с матерью «тянут» в другую сторону. Стили воспитания неустойчивы, детям навязываются противоречивые роли, они трудно адаптируются к переменам, а со временем проявляют невротические реакции.

Обратите внимание
Источники стресса ребенка, как правило, находятся не вовне. Типов неправильного воспитания много, именно родители чаще всего создают из своих малышей невротиков

Психический дискомфорт малыша любящие и внимательные родители всегда заметят, не прибегая к помощи специалистов.

Рекомендации

  • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
  • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
  • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
  • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
  • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
  • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
  • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.

Стили делового общения

Невозможно четко описать процесс общения и классифицировать все коммуникативные ситуации, дав им четкую характеристику. При деловой коммуникации, даже если она строго регламентирована, каждый участник диалога привносит что-то свое. Тонкости такого общения зависят от личности говорящего, его темперамента, опыта, целей и задач. Ситуации на работе также бывают комплексными, и в рамках одних переговоров параллельно решается целый ряд вопросов. Тем не менее, можно условно разделить деловое общение на три стиля:

Манипулятивный. Стиль подразумевает, что говорящий задает тему диалога и принимает решения по ходу дискуссии в одностороннем порядке. По сути, говорящий использует своего партнера для достижения тех или иных целей в процессе диалога, задает рамки беседы и наводит на ответы. Такая коммуникация характерна, прежде всего, для процесса корпоративного обучения. Кроме того, манипулятивный стиль может использоваться для осуществления контроля. Наконец, в процессе переговоров именно этот стиль позволяет настойчиво переубедить оппонента.

Ритуальный стиль в коммуникации служит для поддержания определенного имиджа. Этот стиль обычно наиболее регламентирован. Свои ритуалы могут быть в рамках одной компании, отрасти, а также единые для всех деловых людей. К этому стилю можно отнести будничное общение начальников с подчиненными, обсуждение организационных вопросов, поддержание деловых контактов с партнерами.

Гуманистический стиль подразумевает взаимную заинтересованность участников коммуникативной ситуации в общем деле. Это подразумевает взаимовыручку, помощь и поддержку, которую люди оказывают друг другу

Личностные качества партнеров не оцениваются с позиций хорошо или плохо, а просто принимаются во внимание. Данный стиль актуален для решения текущих рабочих вопросов в среде равноправных коллег с разной специализацией.

Авторитарный стиль общения

Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости

Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание

Стили общения в психологии

Вступая в коммуникативное взаимодействие с социумом, личность вырабатывает индивидуально-типологические особенности коммуникативного поведения, которые в современной психологической науке получили название стиля общения.

Определение 1

Стиль общения представляет собой индивидуально стабильную форму поведения личности, которая проявляется в личностных и деловых отношениях, в стиле воспитания детей и в стиле руководства, в принятии решений и разрешении конфликтов, в приемах психологического воздействия на других и пр.

Основными характеристиками стиля общения выступают изменчивость, специфичность, ситуационная адекватность.

Подходы к классификации стилей общения

На основании критерия адекватности способов и средств коммуникации выделяют гибкий, переходный и ригидный стили взаимодействия.

Определение 2

Гибкий стиль характеризуется высокой степенью ориентации в коммуникативной ситуации, адекватным оцениванием собственного коммуникативного поведения и коммуникативного поведения других, пониманием эмоционального состояния собеседника, подтекста общения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 3

Ригидный отличается отсутствием анализа коммуникативных стратегий, неадекватным оцениванием коммуникативного поведения, отсутствием умений оказывать эмоциональное воздействие на других, непониманием подтекста сообщения.

Определение 4

Переходный синтезирует в себе отдельные характеристики того и другого стилей.

Типология стилей общения в социальной психологии

На основании характера социального взаимодействия выделяют следующие виды взаимодействия:

  1. Ритуальный стиль – задается требованиями культурной модели. Его целью выступает не изменение другого в процессе общения, но подтверждение собственного присутствия в культуре, актуализация внимания на собственной компетентности. К данному виду общения относятся традиционные для каждой культурной модели приветствия, прощания и пр. Поведение личности, сознательно выбирающей ритуальный стиль взаимодействия, характеризуется строгой регламентированностью, правильностью, нормированностью;
  2. Манипулятивный стиль – целью данного стиля взаимодействия выступает намерение управлять, навязывать свою позицию, управлять. В процессе реализации данного стиля используется широкий арсенал средств: перехват инициативы, отвлечение внимания и пр.;
  3. Гуманистический стиль применяется, когда коммуниканты не стремятся изменить друг друга, наоборот, партнеры стремятся оказывать друг другу поддержку. В процессе реализации гуманистического общения осуществляется открытие личностью другой реальности, отличной от себя и индивидуальных открытий, открытие другой реальности. Взаимодействие характеризуется равноправным общением, направлено на взаимное познание, самопознание, открытие видения мира глазами другого человека.

Основные принципы гуманистического общения

Гуманистическое общение выступает одной из базовых категорий гуманитарной психологии. В рамках данного направления выделяют следующие основополагающие принципы взаимодействия:

  1. Конгруэнтность коммуникантов – соответствие опыта, осознания, средств общения одного коммуниканта опыту, осознанию и средствам общения другого;
  2. Безоценочное восприятие личности коммуниканта, безоценочность общения, априорное доверие к его намерениям;
  3. Восприятие партнера как равного участника взаимодействия, имеющего право на другую, отличную от собственной, точку зрения;
  4. Дискуссионный, проблемный характер общения, разговор на уровне позиций, точек зрения;
  5. Персонифицированный характер коммуникативного взаимодействия.

Таким образом, в рамках современных психологических наук выделяют различные стили общения. Формирование индивидуальных стратегий коммуникативного взаимодействия во многом определяется личностными особенностями, мировоззрением и опытом личности, целями, на достижение которых направлено общение.

Стили отношений взаимодействия в семье

  1. Стиль избегания. При возникновении разногласий, например, выборе места для совместного проживания или отдыха, один из партнеров категорически не идет на уступки, упрямо настаивает на своем мнении, отказывается даже выслушивать доводы второго человека. Этому второму не остается ничего, кроме как пассивно подчиниться воле первого и избежать конфликта. Если такой стиль отношений закрепится, желания второго человека будут игнорироваться регулярно.
  2. Стиль приспособления. Здесь, как и в первом варианте, один партнер уступает второму, полностью соглашаясь с его выбором, идущим вразрез с собственными желаниями, но при условии, что в следующий раз партнер пойдет на такую же уступку. Например, «в этот раз мы поедем в Индию, раз тебе так хочется, но в следующий – в Таиланд».
  3. Стиль соперничества. Ни один из партнеров не желает идти на уступки, и конфликт приобретает глубокое значение, достаточно простая ситуация (муха) превращается в прямую угрозу отношениям (слон): «если ты не можешь мне уступить, ты меня не любишь», «если бы ты меня любила, ты бы согласилась со мной». В такой ситуации один может начать угрожать второму разрывом отношений, поставив ему ультиматум. Если такой стиль закрепляется, в дальнейшем один партнер будет постоянно добиваться своего через угрозы и шантаж.
  4. Стиль компромисса. Каждый из партнеров в конфликтной ситуации соглашается частично пожертвовать своими интересами, например, половину отпуска провести в Индии, а вторую – в Таиланде. Вопреки расхожему мнению, компромисс не является лучшим стилем отношений – он эффективен для их сохранения, но не гарантирует счастья в семье. Психологически партнеры отдаляются друг от друга, появляется ощущение, что «меня не понимают, с моим мнением не считаются», затаиваются обиды: «почему я должен уступать?». Распространенное заблуждение – «если я уступаю, он(а) больше ценит меня и уважает, я – герой». Компромисс, вынужденная уступка – не то же самое, что добровольное согласие. Самопожертвование неизбежно ведет к обидам, а со временем партнеры устают игнорировать свои интересы.
  5. Стиль сотрудничества является самым эффективным, но и самым сложным для построения отношений. Здесь уже не нужно уступать, но необходимо находить общий язык и создавать отношения, которые устраивают обоих. На примере ситуации с отпуском это означает совместить желания обеих сторон в одном путешествии, организовав и продумав маршрут так, чтобы удовлетворить потребности обоих. А для этого нужно сесть и поговорить, выяснить, чего оба хотели именно от этой поездки, почему их влекло в те страны и подумать, как совместить все это в одном отпуске без потерь. Вполне вероятно, что Таиланд  и Индия исчезнут из уравнения, а появится Шри-Ланка, в которой оба партнера найдут то, чего хотели от отпуска.

Стиль сотрудничества в отношениях требует терпеливости и готовности сотрудничать, это мудрый и осознанный стиль, в основе которого лежит принятие партнера как равного и открытость к диалогу. Он возможен при следующих условиях:

  • Доверительные, близкие взаимоотношения.
  • Каждый из партнеров отстаивает свои интересы и признает право второго отстаивать свои.
  • Оба активно ищут варианты решения проблем, которые устроили бы обоих, предлагает и обсуждает их.
  • Партнеры могут откровенно говорить о своих и чужих ошибках без обвинений и самообвинений.
  • Понимая, что сотрудничество – основной стиль отношений, партнеры готовы прибегать к другим стилям в качестве временных или дополняющих.

Психологи говорят, что стиль взаимодействия формируется уже в первые месяцы отношений, поэтому очень важно подходить к выбору стиля осознанно и прилагать усилия для того, чтобы закрепить продуктивный способ взаимодействия с партнером

Ритуальный стиль общения

Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.

Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное – это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий