Татарский национальный костюм

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Подписи к слайдам

Слайд 1

ГУСИННИКОВ ВАЛЕРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ УЧЕНИК 3 КЛАССА МБОУ « КУЛАНГИНСКая основная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНая ШКОЛа КАЙБИЦКОГО муниципального РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАн » ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ

Слайд 2

Проект на тему: «ЖЕНСКИЙ национальный ТАТАРСКИЙ костюм» Работу выполнил Гусинников В.В Руководитель: Мавлянбекова Ф.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Слайд 3

Задачи: познакомить с костюмами, традициями, бытом татарского народа , — расширить кругозор, развивать любознательность , — учить сравнивать и обобщать, — пополнить активный словарь, воспитывать интерес к народному прикладному творчеству . Цель проекта: Знакомство с татарским национальным костюмом.

Слайд 4

В середине XIX у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкий шелк, шерсть, хлопчатобумажная материя и тонкая парча). Декоративное украшение таких рубах использовались разноцветные шелковые и атласные ленты и кружева. Также рубахи служили нательной одеждой и платьем по волану. Рубахи служили нательной одеждой и платьем.

Слайд 5

Но поверх туникообразной рубахи одевался комзол . Комзолы шились длинные до колен, или короткие, до бедер, с короткими, до локтей, рукавами или без рукавов. Края подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом.

Слайд 6

Головные уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму и надевались без волосника . Волосы заплетенные в две косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным девичьим украшением, а позже – легким фабричным платком. Эволюция девичьего убора представляет собой шапочка с открытым верхом. Единый термин « такъя » для обозначения головных уборов разных полов (юношей и девушек)..

Слайд 7

Наиболее характерным головным убором татарок издавна был калфак . Он представляет собой вид длинного калфака . Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад или в бок

Слайд 8

Женские башмачки изготавливались из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом. Из обуви наиболее распространена была кожаная лыковая, вяленая. Кожаная обувь «ичиги» представляла из себя кожаные чулки. Лыковая «лапти»- чабата , а вяленная обувь – это валенки.

Слайд 9

Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного убора платка «по-татарски» (в роспуски на кромку). В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия , направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Например, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, музейные работники стремятся воссоздать традиционные комплексы народного костюма.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!

Презентация на тему ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. И мужчины и женщины носили длинные, широкие. Транскрипт

1

ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета. Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха и штаны, сшитые из сравнительно легких тканей. Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной. У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин. Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов русских, мари, удмуртов татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, домотканой тесьмой.

2

Головные уборы татар Мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка, представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки, войлочные шляпы, ритуальные уборы (чалма). Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скром­ные старикам. Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроеные из 4-х клиньев с меховым околышем, которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля, из серой бухарской мерлушки. Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак).

3

Обувь татар На босую ногу татары надевали чулки суконные и вязаные из шерстяных ниток. Суконные чулки (тула оек). Весьма оригинальный вид нижней обуви у казанских татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их использовали для обертывания голени и носили с ичигами или суконными чулками. О древности этого элемента говорит наличие обрядовых аякчу. Невеста дарила жениху аякчу с орнаментированными концами. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек). У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи.

4

ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Татарский национальный костюм традиционная одежда татар

Основа татарского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат.

Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен.

Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. . Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба — легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная — у женщин. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная татарская обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском татарском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий