Украинский национальный костюм по областям

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter

Особенности поясной одежды

Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд (понев) связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий.

Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды:

  • Повседневные без рисунков — запаски;
  • Дерги;
  • Праздничные наряды с крупными клетками — плахты.

Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными.

Плахты в качестве праздничной одежды изготовливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи.

Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки,. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей».

Верхняя одежда украинцев

В верхней одежде украинцев царило разнообразие, связанное с покроем и названиями.

История моды выделяет четыре вида такой одежды:

  • Прямоспинную типа плащей, рубах или халатов. Плащами были чуги, чугаи, чугани, которые были распространены у западников. Чуги едва набрасывались на плечи и не надевались в рукава. Сами рукава порой зашивались внизу. Таким образом, их использовали в качестве карманов или сумок;
  • Формы плащей мант или гуглей у гуцулов походили на большие мешки, открытые с одной длинной стороны. Капюшоном было днище мешка, который закреплялся на плечах при помощи специальных шнурков. В начале XX века манты служили только как обрядовая одежда для невест при венчании;
  • К халатообразной одежде относились кобеняки, киреи, сиряки. Носили свиты с кобеняками. Стовбоватые свиты надевали сверху шуб, и шили из сукна главным образом серых цветов. Пришитые к ним капюшоны видлогы, кобки, каптуры, бородицы, шаньки, богородицы обладали формой мешков с закругленным днищем и отверстиями для глаз;
  • Широко распространенными покроями верхней одежды у украинцев были клинообразные силуэты. Так, клинья вшивали позади с боков ниже талии. Острые концы клиньев доходили до пояса, а основания оказывались в районе подола. По таким же образцам шили свиты, сираки, куцинки и гуни;
  • Отрезанную по талии верхнюю одежду. При этом нижние части собирались в крупные складки, либо в мелкие сборки, после чего пришивались к верхним частям. Так шились свиты, кожушины (шубы), кирсетки — женские жакеты без рукавов.

В последнем случае сборки делали по всей талии. Такими видами одежды были чемеры, чемерки, чамарки.

Украинский народный костюм

Костюм в украинском стиле у большинства из нас ассоциируется с веночком и лентами, кораллами и вышиванкой, широкими козацкими шароварами, заправленными в мягкие кожаные сапожки. И доля истины в таком представлении, конечно же, есть.

Но на самом деле украинский народный костюм – явление гораздо более сложное и многогранное.

История украинского народного костюма берет свое начало в глубокой древности, когда славянские племена приднепровья еще не объединились под эгидой Киевской Руси (именно с тех пор сохранился обычай носить рубаху-вышиванку без дополнительной верхней одежды) и продолжала свое становление вплоть до 19 века.

Мужской украинский народный костюм – описание

Основой мужского костюма выступает вышитая рубаха. Но в отличие от русской косоворотки разрез на украинской вышиванке располагался по центру.

В разных регионах закрепились различные варианты оформления верха рубашки: на юге горловина собиралась мелкими сборками и оформлялась тесьмой, в центральных регионах более распространен был вариант с узким вортником-стойкой, украшенным вышивкой, а для западных – более характерен был (также вышитый) отложной воротник.

Казаки нередко дошивали между штанин прямоугольный кусок ткани – мотню, что обеспечивало свободу движений в боевом гопаке. В качестве верхней одежды использовали свитки из серого или другого темного сукна, а зимой – кожухи из овчины.

Женский украинский народный костюм

Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу. Украинский народный костюм для девушки предполагал ношение сорочки без верхней одежды.

Сорочка, как правило, состояла из двух частей, при этом нижняя (пидтычка) шилась из более грубой ткани. Цельные сорочки (додильни) считались праздничной одеждой. Замужней женщине полагалось не только покрывать голову платком, но и дополнять свой наряд поясной одеждой.

Имелось три ее разновидности: дерга (рабочая одежда, сшитая из темной ткани до 3 м шириной) – ее принято было собирать в пышные складки сзади. Запаска – поясная одежда на завязках, состоящая из задней (более широкой и темной) и передней части. И третий, праздничный вариант – плахта.

Народные костюмы Украины имели отличительные региональные особенности. К примеру, для южных областей характерной была более открытая горловина рубахи и яркая вышивка с использованием красного, желтого, зеленого цветов.

В центральных регионах получила распространение черно-красная цветовая гамма.

Хотя на Полтавщине до сих пор популярна удивительно красивая вышивка белым по белому, а на Черкасщине, через которую проходил «черный шлях» (по нему гнали на юг полон) была распространена вышивка черным по белому.

https://youtube.com/watch?v=ZtBlZ6izMMA

Как видим, в народном костюме нашли свое воплощение не только характер и талант украинского народа, но и его история. Поэтому и отношение к нему на Украине особое – костюм в украинском народном стиле, или хотя бы вышиванку сегодня имеет у себя едва ли не каждая украинская семья.

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. підтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додільнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

Традиционные вышивки украинского народа

Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Вышивка в украинских нарядах отличалась богатством и разнообразием. Ею украшались мужские и женские рубахи, верхняя одежда, а также головные уборы.

Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много. Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная в тогдашней Украине вышивка гладью.

Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах.

В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими.

В конце XIX — начале XX столетий украинских народ предпочел переход на городскую одежду. Вследствие «окультуривания» и всеобщего перехода к «цивилизованным» костюмам множество особенностей национальных традиционных нарядов было утрачено.


Автор статьи:

Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Символика украинских народных костюмов

В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви.

Обрядовые функции, кроме стиля в одежде, проявлялась в некой специфичности. Например, в некоторых ритуалах одежда носилась наизнанку, что в быту считалось как плохая примета. В некоторых обрядах случались переодевания в одежды противоположных полов.

Обрядовые символы нередко можно обнаружить в цветовой гамме нарядов. В свадебных нарядах исстари доминировали красные цвета. Тогда как похоронную одежду отличали черные цвета, которые являлись одним из символов печали в большинстве областей конца XIX, начала — XX веков, заменив собой белые, а местами и синие.

Мужской костюм код

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Украинская традиционная одежда

li_ga2014Украинская традиционная одежда – совершенно уникальная и самобытная. Неудивительно, что она до сих пор остается столь же актуальной среди украинских и зарубежных модниц.

В последние годы дизайнеры все чаще создают коллекции «по мотивам» главного символа – вышиванки, а многие голливудские звезды то и дело облачаются в сорочки с магическими орнаментами, считая их верхом утонченности.

Еще до недавнего времени национальная украинская одежда была распространена главным образом в селах и маленьких городках, где местное население особо строго чтит древние традиции. Сегодня же мы ежедневно встречаем людей в традиционных вышиванках на улицах больших городов.

И не только по праздникам, а даже в обычные серые будни, которые с помощью разнообразных красочных орнаментов становятся чуточку ярче и теплее.

История украинского костюма неотделима от традиций, существовавших в Киевской Руси. Подтверждение этому находим в легендарном «Слове о полку Игореве», где многократно упоминаются такие элементы наряда, как свита, кожух и шаровары.

С тех времен в последующие столетия перекочевал и основной элемент украинского национального костюма – сорочка.

Издавна работа над национальным костюмом была сакральным процессом, в котором выражалось стремление наших рукодельниц передать древние традиции и перенести на ткань живописную украинскую природу, так контрастирующую с печальными историческими событиями, которыми на протяжении веков была полна жизнь народа.

Головной убор был важной частью женского гардероба, который мог многое сказать о своей обладательнице. Например, незамужние девушки предпочитали нежные венки, украшенные цветами или яркими ленточками, замужние – очипок (убор в виде шапочки с продольным разрезом сзади, который зашнуровывали), прикрывающий волосы

Снимали его женщины только перед сном. Очипки создавали из самых разнообразных материалов, таких, как полотно, шелк и парча. Использование дорогих тканей объясняется тем, что очипок был популярен во всех слоях общества.

Поверх очипков надевали праздничную намитку (кусок белого полотна длиной от 1 до 5 метров, который различными способами наматывали вокруг головы). Ходить без головного убора было нежелательно: существовало поверье, что это может принести различные беды, такие как неурожай или повальная болезнь скота.

Мужской наряд также был достаточно выразительным: он подчеркивал свободолюбивый характер украинцев и учитывал особенности их быта. Состоял костюм из свободной сорочки, таких же шаровар, свитки и широкого пояса. Главным видом обуви служили сапоги.

Летом мужчины надевали на голову соломенные брили, которые защищали от палящего солнца. Зимой – шапки из кожи или овечьей шерсти. Также в холодное время года выдубленные овечьи шкуры использовали для производства кожухов.

Почетное место в зимней «коллекции» занимали и жилетки из овчины, свитки, жупаны.

Например, гуцула было легко узнать по кресани – черной фетровой шляпе, украшенной пряжкой, из-под которой торчало птичье перо. Жители горных районов очень любили носить кептар – безрукавку из меха, которая согревала и защищала от горных ветров. Был еще и лейбик – та же безрукавка, но уже из сукна, которая приглянулась жителям северной части страны.

А вот жителей западных регионов выделяла особенная обувь – постолы, которые делали из цельного куска кожи и носили поверх онучей.

Особым таинством для каждой украинской рукодельницы была вышивка. Она имела сакральное значение.

Например, центральные области славились своим страстным красно-черным орнаментом, юг – красными, зелеными и желтыми цветами.

Традиционные наряды многих стран так и не смогли органично влиться в новый век. Их чтят, используют на всяческих национальных праздниках, но в повседневной жизни используют крайне редко.

В случае с Украиной все не так: без некоторых элементов гардероба, таких как блузы и платья, украшенных традиционными орнаментами, мужские шляпы и теплые дубленки, мы просто не можем представить нашу жизнь.

Символика в Украине традиционный костюм

В наши дни становится популярным надеть традиционный украинский костюм, особенно в дни национальных праздников, и прогуляться всей семьёй по городу. Сказывается вечная и закономерная тяга к родовым корням и этнической принадлежности.

Прекрасное возрождение традиций! А знаем ли мы о том, как создавалась и для чего, повседневная одежда, которая даже сейчас служит основой для модного стиля? На протяжении веков символика в Украине имела большое значение.

Одежда издревле должна была не только беречь от холода, заявлять о социальном статусе владельца, быть эстетически привлекательной, но и отображать определённые духовные традиции.

Сорочка, самый древний вид одежды в Украине, неизменно украшалась вышивкой. Орнамент играл не столько роль декора, сколько служил оберегом и нёс глубокий сакральный смысл. Украшались те части одежды, которые как бы открывали доступ к телу: горловина, нагрудная часть, низ рукавов и подол.

Элементы животного мира, часто очень стилизованные, иногда утратившие узнаваемость, сохранили свой первоначальный смысл только в названиях: «баранчики», «бабочки», «рачки», «петушки».

Интересен самый архаичный из дошедших до нас символов — свастика.

В древнеславянской одежде присутствуют элементы дохристианского культа солнца, вечного движения, и это отражается в формировании узора и его композиции.

Шёлковые, затканные золотом и серебром с изысканным орнаментом пояса отражали социальный статус хозяина. Также пояс считался талисманом и на нём изображались знаки-обереги, эмблемы, иногда туда вписывали свои инициалы, дату и место рождения, или имя возлюбленной.

У женских поясов на концах крепились шарики из разноцветной шерсти, которые должны были уберечь от дурного глаза и назывались «воловьи глазки». На давнее происхождение этого элемента одежды указывает значительное число поверий. По народным обычаям показаться без пояса означало скомпрометировать себя.

Без белого пояса-рушника невеста не могла обойтись во время свадебного обряда. Также невеста подпоясывала жениха красиво вышитым поясом, который по народным поверьям, увеличивал мужскую силу. Жена дарила мужу красный пояс, оберегающий его от несчастий, наговоров и чужих женщин.

Традиционные головные уборы украинцев несли и защитную функцию, и указывали на различия в социальном положении или возрасте.

По старинным народным представлениям, простоволосая замужняя женщина навлекала неурожай, болезни и эпидемии.

Девушки носили венки из переплетённых лент, шнуров, искусственных и живых цветов. Замужние женщины могли носить платки, повязанные особым способом или очипки, шапочки на жёстком каркасе, которые шились из парчи и шелка. И все они имели магические свойства оберегов для своих хозяек.

Ярким и художественно выразительным дополнением к украинской народной одежде выступали съёмные украшения. Это издавна известные диадемы, подвески, браслеты и серьги.

Коралловые или янтарные бусы должны были притягивать удачу и богатство.

Символика в Украине, которая сочетает обрядовые знаки и магические амулеты, составляет завершённую композицию в украшении традиционного костюма.

Головные уборы украинцев

Головные уборы украинских мужчин были самыми разнообразными. Это отражалось в формах, материалах и названиях. Популярными формами были конусы, цилиндры, а также полукруг. Встречались меховые, шерстяные, а также головные уборы из сукна. Например, были высокие барашковые шапки (кучмы), зимние шапки с вытянутыми наушниками (треухи, малахаи), войлочные и соломенные шляпы (брыли). В конце XIX столетия начали носить получившие широкое распространение картузы с кепками.

В женских головных уборах также присутствовало большое разнообразие, в том числе и по их предназначению. Один из самых популярных головных уборов, которым пользовались замужние женщины, — четырехугольный платок. Историческое начало он берет от головных покрывал  — длинных полотен, которые завязывались сзади, выпуская края по спине. Подобные головные уборы сохранились на западе Украины. Головные уборы типа кибалок, хомевок, хомлей в своих простейших формах обладали видом обручей или дуг, обращенных назад. На них женщины закручивали волосы. Кибалки служили каркасом для верхних головных уборов.

Упрощенными вариантами головных уборов украинок были мягкие легкие шапочки (очипки, чепцы, чепчики), которые завязывались шнурками, продернутыми через подшивки. Шились чепцы из кусков тонкой ткани разных цветов с поперечным подрезом на лбу. Подрезы делались так, чтобы надо лбом образовывалось что-то типа мелких сборок, при этом материал на лбу оставался гладким. На затылках закладывались рубцы, сквозь которые продевались шнурки. Праздничные чепцы шились из парчи золотого или серебряного цветов.

Символка укранського костюма

Костюм указував на належність до певної нації, регіону, був ознакою статі, віку, сімейного стану.

Зокрема, значна частина запорізького козацтва запозичила чимало ознак одягу народів Європи та Сходу. Пізніше козацький костюм не лише справив помітний вплив на розвиток українського народного костюма, але й став сприйматися як національний.

На Закарпатті носили сорочки-волошки, густо призбираний станок яких пришивався до багато вишитої кокетки. Чоловіки по-різному носили сорочки – заправленими в штани або навипуск.

Різноманітні прикраси робили дівчину чи молодицю ще привабливішою. Стрічки й вінки, які носили дівчата на свята, були символами досягнення ними шлюбного віку.

При цьому відрізнялись вінки дівчат «на порі» та заручених.

З віком жінки, особливо заміжньої, її костюм поступово ставав стриманішим. Жінка середнього віку могла доношувати деякі речі свого дівочого костюма, за винятком символів дівоцтва: вінків, червоних стрічок. Жінки старшого віку майже не носили прикрас, а також одягу яскравих кольорів.

Чоловічий костюм був значно простішим. З роками зменшувалась кількість яскравих тонів та контрастів, відповідно до віку носили пояс, шапку, люльку, палицю.

Більшість населення власноруч пряли тканину для пошиття одягу; покупні тканини здебільшого застосовувалися для головних уборів, доповнень.

Хустка або рушник на сватанні, крижмо на родинах, біла (або чорна) хустка на похороні тощо мали захистити людину від злих сил, принести добробут, здоров’я, кохання.

Особливу магічну силу, як вважалося, мали речі, виготовлені для того чи іншого обряду власноруч. Так, дівчина неодмінно мала пошити сорочку нареченому, зять – подарувати тещі чоботи, невістка – намітку свекрусі тощо.

У весільному костюмі споконвічно домінував червоний колір. У поховальному одязі чорний колір став символом туги лише на межі XIX–XX ст„ а до того таким був білий, а подекуди синій.

Оцінити статтю:Цікаво? Поділися!

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий